Бабёф. Постоянный кадастр.

Бабёф. Постоянный кадастр.

ПОСТОЯННЫЙ КАДАСТР 3

(...) В естественном состоянии все люди равны. Нет никого, кто не согласился бы с этой истиной. Однако для того, чтобы оправдать крайнее неравенство имуществ в общественном состоянии, утверждают, что даже в состоянии дикости все люди, строго говоря, не пользовались абсолютным равенством, потому что природа не наделила каждого из них в одинаковой степени чувствительностью, умом, воображением, трудолюбием, активностью и силой; следовательно, она не наделила людей одинаковыми средствами, чтобы работать для своего счастья и приобретать те блага, которые его обеспечивают. Но если общественный договор был, действительно, заключен на основе разума, разве он не должен был иметь целью устранение того, что есть порочного и несправедливого в естественных законах? (...)

Вместо этого общественные законы дали возможность интриге, хитрости и изворотливости ловко овладеть общественной собственностью.(...)

Естественный порядок может быть искажен, изменен, потрясен, но его полное разрушение само ведет к его восстановлению. Если после того, как большинство людей будет полностью лишено земли, они лишатся еще и возможности выйти из положения с помощью труда, то какое же решение они примут? «Надо уважать собственность!» Но если из двадцати четырех миллионов человек пятнадцать миллионов не имеют никакой собственности, ибо остальные девять миллионов не проявили достаточного уважения к их правам, чтобы обеспечить им по крайней мере средства поддержания их существования, так что же, пятнадцати миллионам надо решиться умереть с голоду из любви к девяти миллионам в благодарность за то, что те их полностью ограбили? Вероятно, они не очень охотно на это решатся, и богатому классу лучше было бы добровольно выполнить свой долг перед ними, чем ждать, пока они не придут в отчаяние.

Кто-то уже сказал: «Каждый человек должен иметь возможность найти себе работу, и законы должны следить за тем, чтобы оплата была достаточной для его существования».

Мы должны повторить сами себе: небольшое число людей могло все захватить только благодаря укоренившемуся мнению, предоставившему непомерное вознаграждение за определенные виды деятельности. Это замечание имеет в виду влияние феодального режима и хитрости духовенства. Имущественное неравенство никогда не дошло бы до такой возмутительной крайности, если бы всегда сохранялось убеждение в том, что все профессии одинаково ценны, когда они имеют целью общую пользу, и что всякий человек, обладающий добродетелями, делает честь своему ремеслу.(...)

Примечания

3. Бабеф окончил написание «Постоянного кадастра» в 1789 г., предприняв много усилий к его изданию. Он надеялся, что продажа книги выведет его из состояния жестокой нужды, но эти надежды не оправдались, было продано всего несколько экземпляров книги. Сейчас «Кадастр» стал библиографической редкостью: едва ли не единственный экземпляр книги хранится в Национальной библиотеке в Париже; Кадастр — систематизированный свод сведений о каком-либо объекте.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 181-182.

Рубрика
Персона

adlook_adv