Неотомизм

Неотомизм (лат. neo - новый и thomismus — томизм, учение Фомы Аквинского) — влиятельное течение в философии католицизма, уходящее своими корнями в схоластически интерпретированный Фомой Аквинским (1225 или 1226—1274) аристотелизм. В широком смысле термин «Н.» нередко употребляется для обозначения неосхоластики в целом, в узком — для обозначения возрожденного во второй половине XIX в. и радикально обновленного в XX в. томизма. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии — системностью, синтетичностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, Н. достаточно конструктивно реагирует на многообразные феномены культуры. Не отрицающий значения частных наук, признающий в определенных границах роль эмпирического знания, использующий постулаты рационализма и одновременно ставящий их на службу теологии, Н. был провозглашен энцикликой Льва XIII (1810-1903) «Aeterni patris» («Отцу вечному», 1879) вечной и единственно истинной философией. Основными центрами Н. являются Институт св. Фомы в Лувене (Бельгия), Католический университет в Фрибурге (Швейцария), Академия Альберта Великого в Кельне, католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине и др. Видные представители Н. — Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, И. Бохенский, Г. Манзер, И. де Фриз и др.

2. К вопросу о традиции австрийского эмпиризма и особенностях ее формирования

Первое знакомство с особенностями истории философии в Австрии обескураживает. Обескураживает потому, что согласно достаточно известной теории язык однозначно, начиная с раннего детства, определяет весь стиль мышления и философствования говорящего на нем человека. В «Речах к немецкой нации» И. Г. Фихте с пафосом доказывал, что немецкий язык формирует у его носителя мировосприятие идеалистическое, рационалистическое, активистское; что фихтеанство, таким образом, есть немецкая народная философия, извлеченная, как квинтэссенция, из немецкого языка 15.