Сенсимонистская школа
Учение Сен-Симона развили его последователи. Еще при его жизни образовалась небольшая группа учеников, из которых самыми выдающимися были Базар и Анфантен. После смерти Сен-Симона они продолжали пропагандировать его учение, внося в него существенные изменения и дополнения. Наиболее полно и систематически взгляды сенсимонистов были развиты в двухтомном произведении «Изложение учения Сен-Симона», представлявшем цикл лекций, прочитанных в 1828—1829 гг. Базаром, а затем коллективно отредактированных.
Основной причиной всех общественных антагонизмов сенсимонисты считали эксплуатацию человека человеком. В современном обществе объектом эксплуатации являются рабочие. «Рабочий материально и морально эксплуатируется, так же как некогда раб». В отличие от Сен-Симона его ученики уже ясно видели классовый антагонизм, существовавший между рабочими и предпринимателями. Главной задачей сенсимонисты считали поэтому ликвидацию эксплуатации. Их основной тезис гласил: «Всемирная ассоциация — вот наше будущее. Каждому по его способностям, каждой способности по ее делам — вот новое право, которое заменит собой право завоевания и право рождения. Человек не будет более эксплуатировать человека, но человек, вступивший в товарищество с человеком, будет эксплуатировать мир, отданный во власть ему». Для достижения этой цели они считали необходимым ликвидировать право наследования и частную собственность на средства производства.
Предлагая обобществить средства производства, сенсимонисты тем самым решали в духе социализма основную проблему будущего общества. Такие лозунги сенсимонистов, как лозунг ликвидации эксплуатации человека человеком и впервые сформулированный ими социалистический принцип: «Каждому по его способностям, каждой способности по ее делам», сыграли важную роль в истории социализма.
Однако сенсимонисты оставались утопистами. Говоря об эксплуатации рабочих, они не были в состоянии раскрыть экономическую сущность капиталистической эксплуатации, не понимали исторической роли пролетариата и мечтали построить новое, социалистическое общество не путем классовой борьбы (которую не считали созидательным фактором), а посредством морально-религиозной проповеди, обращенной ко всему человечеству.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 149.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии