Кроче Б.

Кроче (Croce) Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л Акуила, - 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ-идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель. Представитель неогегельянства. В 1902-1920 профессор в Неаполе. В 1903 вместе с Дж. Джентиле начал издание журнала «Critica», который в дальнейшем превратился в орган, содержавший почти исключительно собственные статьи и рецензии К. (с 1944 выходил непериодически как «Quaderni della critica»). К. был крупнейшим представителем итальянского либерализма. С 1910 сенатор; в 1920≈21 министр просвещения. С приходом к власти Муссолини и в период немецкой оккупации Италии противник фашистского режима. В 1943≈47 возглавлял воссозданную им либеральную партию.

Мировоззрение К. сформировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. Де Санктис). Благодаря А. Лабриоле, лекции которого слушал К., он познакомился с марксизмом, однако при наличии интереса к марксистской философии и социологии («Исторический материализм и марксистская экономика», 1901) оставался противником марксизма. Сыграл видную роль в борьбе с позитивизмом в Италии. Становлению собственного учения К. во многом способствовало изучение философии Дж. Вико. К. определяет свою философию как «абсолютный идеализм». Дух проявляется в теоретической (логической и эстетической) и практической (этической и экономической) формах. При этом логическое и этическое направлены на всеобщее, эстетическое и экономическое - на частное. Соответственно философия делится К. на четыре сферы: эстетику, логику, философию экономики и этику. Связь форм духа описывается К. по принципу так называемой диалектики единства и различия понятий, которой он заменяет гегелевский принцип противоречия. Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень - эстетическая интуиция - автономна по отношению ко второй - логическому понятию (момент различия), тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую роль в процессе познания К. отводит интуиции, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, которую К. определял как «науку о выражении», отождествляя её с «общей лингвистикой». Сущность поэзии К. видел в «чистой», или «лирической», интуиции, свободной от логических или моральных заданий; отсюда поэзию, как незаинтересованное созерцание, К. противопоставляет «прозе», «литературе», выражающей моральные, интеллектуальные и т. п. культурные ценности.

Т. к. дух у К. историчен по своей природе, философия является по существу философией истории, равно как историческая наука, со своей стороны, есть также и философия, поскольку в частном историк познаёт универсальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из настоящего. К. явился основоположником влиятельной «этико-политической» школы в итальянской историографии, будучи одним из крупнейших итальянских историков 20 в., автором многочисленных работ по истории культуры, искусства, общественной жизни и т. д., в том числе по истории Италии с 1871 по 1915 и по истории Европы 19 в.

Эстетические идеи К. получили наибольшую известность за пределами Италии и оказали значительное влияние на развитие литературоведения и языкознания (т. н. идеалистическая школа в филологии К. Фосслера, Л. Шпитцера и др.). К. оказал очень большое воздействие на все сферы гуманитарного знания в Италии в первые десятилетия 20 в. Влияние его стало падать в 1940-х гг., в частности благодаря работам итальянских марксистов (А. Грамши и др.), подвергших критике идеалистические концепции К. и его учеников.

Н. В. Котрелев.

Большая советская энциклопедия.

Сочинения:

Filosofia dello spirito, v. 1-4, Bari, 1927-32; Saggi filosofici, v. 1-14, Bari, 1922-52; Scritti di storia letteraria e politica, v. 1-44, Bari, 1911-54; Scritti varii, v. 1-12, Bari, 1927-63; Epistolario, v. 1-2, Napoli, 1967-69; в рус. пер - Исторический материализм и марксистская экономия, СПБ, 1902; Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, ч. 1, М., 1920.

Литература:

Аббате М., Философия Б. Кроче и кризис итальянского общества, М., 1959; Гарин Э., Хроника итальянской философии 20 в., пер. с итал., М., 1965; Грамши А., О литературе и искусстве, М., 1967; Топуридзе E. М., Эстетика Б. Кроче, Тб., 1967; Эфиров С. А., Итальянская буржуазная философия 20 в., М., 1968, гл. 2; Gramsci А., Il materialismo storico e la filosofia di B. Сгосе, 2 ed., Torino, 1949; Clone E., B. Croce, 2 ed., Mil., 1953; его же, Bibliografia crociana, [Monza], 1956; Olgiati F., В. Croce e lo storicismo, Mil., 1953; Agazzi E., ll giovane Сгосе e il marxismo, Torino, 1962; Nicolini F., В. Croce, Torino, 1962; Bausola A., Filosofia e storia nel pensiero crociano, Mil., 1965; его же, Etica e politica nel pensiero di B. Croce, Mil., 1966; Cinquant' anni di vita intellettuale italiana, 2 ed., v. 1-2, Napoli, 1966.

Беттино Кракси. Предисловие.

Первая редакция книги «Либеральный социализм» относится к тому времени, когда Карло Росселли жил на острове Липари, сосланный туда фашистским режимом за организацию бегства из страны крупного лидера итальянского социализма Филиппо Турати. Росселли стал активным антифашистом после речи Бенито Муссолини от 3 января 1925 года, в которой тот взял на себя полную политическую и моральную ответственность за убийство Маттео Маттеотти, объявил об упразднении политических пар­тий и начале методичного уничтожения свободы. Тогда стало ясно, что перед лицом поворота нового режима в сторону тоталитаризма подпольное сопротивление осталось единственным путем борьбы. И Росселли решительно вступил на этот путь, проявив те интеллектуальные и моральные качества, благодаря которым он станет одним из наиболее выдающихся и авторитетных руководителей борьбы против диктатуры Муссолини.