Мабли Г.Б.

Мабли Габриель Бонно де (1709—1785) — французский историк и политический мыслитель. Мабли дал сочувственную характеристику коммунистического строя, существовавшего, по его мнению, на заре человеческой истории; считал возникновение частной собственности причиной всех общественных пороков, а основанный на ней строй — противоречащим естественному равенству и социальным инстинктам людей. Однако Мабли полагал, что возвращение к коммунистическим порядкам невозможно, и выдвигал уравнительную программу смягчения имущественного неравенства. Мабли признавал право народа на революцию в том случае, когда люди убеждаются, что подчиняются несправедливым, неразумным законам. Однако революцию он считал не предпосылкой достижения коммунистического идеала, а лишь средством решения ограниченного круга задач. Мабли не был последовательным социалистом-утопистом, хотя мн. стороны его социальной философии способствовали распространению социалистических идей. Основное произведение — «О законодательстве, или Принципы законов» (1776).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 236.

Уравнительный коммунизм Мабли и Морелли

На левом фланге просветителей стоят, как бы продолжая Мелье, выдающиеся представители утопического коммунизма, которых можно рассматривать как идеологов складывавшегося пролетариата, — Габриель Бонно Мабли (1709—1785) и Морелли. Энгельс писал, что в каждом значительном движении буржуазии возникали самостоятельные выступления того класса, который был антиподом буржуазии и предшественником современного пролетариата.

Мабли Г.Б. О правах и обязанностях гражданина.

...Гражданская война бывает иногда великим благом. Дайте же мне слово не изумляться, не негодовать; я сейчас разовью вам мою мысль, которую я вам высказал из шалости слишком неожиданно и резко. Гражданская война — это зло потому, что она противоречит безопасности и счастью, к которым люди стремились при образовании общества, и потому, что она губит множество граждан. Гражданская война — это зло, подобно тому, как ампутация руки или ноги является злом потому, что она противоречит организации нашего тела и причиняет мне жгучую боль. Но когда у меня гангрена руки или ноги, эта ампутация — благо.

Итак, гражданская война является благом, когда общество без помощи этой операции подвергается гибели от гангрены и, говоря без метафор, подвергается риску погибнуть от деспотизма. (...) Когда гражданская война вызывается анархией (...) гражданская война великое зло...

Мабли Г.Б. Сомнения, предложенные философам-экономистам по поводу естественного и необходимого порядка политических обществ.

СОМНЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ФИЛОСОФАМ-ЭКОНОМИСТАМ ПО ПОВОДУ ЕСТЕСТВЕННОГО И НЕОБХОДИМОГО ПОРЯДКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ

(...) С тех пор как мы имели несчастье придумать земельную собственность и неравенство состояний, жадность, тщеславие, честолюбие, зависть и ревность стали разрывать наши сердца и, овладев правительствами, угнетают государства. Установите общность имуществ, и как легко тогда будет установить равенство состояний и утвердить на этой двойной основе счастье людей.(...)

Мабли Г.Б. О законодательстве или принципы законов

...Чудовищное разнообразие правительственных форм, законов и нравов на земле,— зрелище, способное забавлять людей легкомысленных, но удручающее людей мыслящих, убедившихся, к стыду нашего разума, что человеческим родом всегда управляла какая-то слепая и капризная судьба. Каждый хотел создать себе счастье по своей прихоти и искал его то в роскоши и наслаждениях, то в алчности и изнеженности, то в угнетении других и в подобных же безумствах, а природа, установившая иной порядок вещей, насмехалась над нашими нелепыми затеями. Она наказала нас за наши заблуждения; почти все народы сделались жертвами неразумных законов, которые они сами себе создали. Повсюду общество было подобно скопищу угнетателей и угнетаемых. Тысячи жестоких революций уже тысячи раз меняли лицо земли и уничтожали величайшие империи и тем не менее столько раз повторявшийся опыт не заставил нас заподозрить, что мы ищем счастье там, где его нет...