Мелье

Мелье Жан (1664—1729) — философ-материалист, основоположник революционного направления во французском утопическом социализме. Основной труд «Завещание» представляет собой первый по времени образец учения французского утопического социализма об обществе. Разоблачение религии и церкви приводит Мелье к последовательно материалистическим и атеистическим выводам: критика социальной несправедливости сочетается у него с призывом построить общество, основанное на коллективной собственности. Объединение трудящихся, их восстание против угнетателей, по мнению Мелье, дело самого народа и является исходной предпосылкой перехода к новому обществу, в котором не будет богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых, бездельников и изнуренных непосильным трудом. «Завещание» полностью было издано только в 1864. Однако в 18 в. во Франции распространялись рукописные копии этого произв. Читателями Мелье и пропагандистами его идей были самые различные представители французской общественной мысли — от деистов первой половины 18 в. и Вольтера до материалистов-просветителей и бабувиста Марешаля.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 254-255.

Мелье Жан. Завещание.

Окт 21 2013

...Цель моя — по мере сил моих открыть вам глаза, хоть и поздно, на те нелепые заблуждения, среди которых мы все, сколько нас есть, имели несчастье родиться и жить.(...) Я все более убеждался в слепоте и злобе людей, в бессмысленности их суеверий, в несправедливости, с которой ими управляют. Таким образом, хотя я никогда не был тесно связан с миром, я мог сказать вместе с мудрым Соломоном что видел — и видел, можно сказать, с удивлением и негодованием,— как по всей земле царит беззаконие.(...) Я видел столько злобы в мире, что даже самая совершенная добродетель и самая чистая невинность не были свободны от злословия клеветников. Я видел — и это можно еще и теперь наблюдать на каждом шагу,— как множество несчастных людей подвергается без всякой вины и основания преследованиям и несправедливому угнетению, видел, что их несчастье никого не трогает, что они нигде не находят милосердного покровителя, который пришел бы им на помощь...