Фихте

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В "Речах к немецкой нации" (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую "вещь в себе"; центральное понятие "учения о науке" Фихте (цикл сочинений "Наукоучение") - деятельность безличного всеобщего "самосознания", "Я", полагающего себя и свою противоположность - мир объектов, "не-Я". Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания "Я" в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем.

Фихте.

....Далее он указывает, что сознание человека может быть занято как предметом, находящимся перед глазами человека, так и событием, уже исчезнувшим из непосредственного созерцания человека, воспринимавшимся когда-то в прошлом. Но так как и при наблюдении реального события, предмета и при воспоминании о прошлом у человека одинаково проходит часть времени, исчезает часть жизни, то Фихте и считает возможным оба явления — действительно существующее и воображаемое — объявить одинаково реальными. Однако на каком же основании можно сказать, что предмет, например дом, и мысль человека об этом предмете — одно и то же? Фихте, проводя такой взгляд, исходит из своего понимания действительности, предметов, окружающих человека. Он рассуждает так: воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение — особенность человека, переживающего связь с действительным...

Александров Г. Немецкий классический идеализм.

НЕМЕЦКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ

Мы, немецкие социалисты, гордимся тем,
что ведем свое происхождение не только от
Сен-Симона, Фурье и Оуэна,
но также и от Канта, Фихте и Гегеля.
Энгельс.

Фрагмент кн.: Александров Г. Философские предшественники марксизма. Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940.  С. 49-105.