Гоббс

ГОББС (Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери,-4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист. Род. в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), поступил гувернёром в аристократич. семью У. Ka-вендиша (впоследствии герцога Девонширского), с к-рой был связан до конца жизни. На формирование воззрений Г. значит, влияние оказали Ф. Бэкон, а также Г. Галилей, П. Гассенди, P. Декарт. Осн. соч.: филос. трилогия "Основы философии"-"О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642); "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651-, рус. пер. 1936).

Продолжая линию Бэкона, Г. "...уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма..." (Маркс К. н Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). В полемике с Декартом он отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Г. создал первую законченную систему механистич. материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г.- идеальные образцы науч. мышления вообще. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое - как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Г. разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом ("фантаз-ма"); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Г. различал два метода познания: логич. дедукцию рационалистич. "механики" и индукцию эмпирич. "физики".

Гос-во Г. рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударст-венному состоянию "войны всех против всех". Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу гос-ва, задача к-рого - обеспечение мира и безопасности. Г. превозносит роль гос-ва, к-рое он признаёт абс. сувереном. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви гос-ву, он считал необходимым сохранение религии как идсологич. орудия гос. власти для обуздания народа.

Этика Г. исходит из неизменной чувственной "природы человека". Основой нравственности Г. считал "естественный закон"- стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражд. обязанностями, вытекающими из обществ, договора.

Учение Г. оказало большое влияние на последующее развитие филос. и социальной мысли. Портрет стр. 610.

Б. Э. Быховский.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Учение французских материалистов о материи

Французские материалисты создали развернутое учение о природе, о материи и движении как предмете философии. Своим обобщением естествознания они положительно повлияли на развитие всех областей науки, смело расширили кругозор человека. Французские материалисты использовали научные достижения для решительной борьбы с феодальным мировоззрением.

Виднейшие мыслители Франции XVIII века широко привлекали для разработки своей философии научный и философский материал, созданный их предшественниками. Они тщательно изучали философские произведения английских материалистов Бэкона и Гоббса, физику Ньютона, философию великого голландского материалиста Спинозы, естественнонаучные и философские произведения Ренэ Декарта. С физикой последнего было связано целое направление во французском материализме того времени. Не меньшее влияние оказало на французскую философию XVIII века и сенсуалистическое учение Локка — английского материалиста XVII века, считавшего началом всех знаний людей чувственное восприятие предметов природы. С именем Локка также связано одно из направлений французских материалистов. Все французские материалисты учили, что философия должна быть отделена от религии, что богословие не должно вмешиваться в дела науки, что философия беспредметна без науки, наука же не обладает основными исходными принципами без философии.