Ламетри

Ламетри (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офреде (25.12.1709, Сен-Мало, Бретань, — 11.11.1751, Берлин), французский философ-материалист. Родился в богатой купеческой семье. Изучал богословские науки, физику и медицину; в Лейдене занимался под руководством врача Г. Бургаве. Был полковым врачом; заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения "Естественная история души" (1745, или, иначе, "Трактат о душе"), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приказу парламента. Л. был вынужден эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно опубликовал сочинение "Человек-машина" (1747, новое издание 1960, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом АН и издал свои работы "Человек-растение" (1748), "Человек больше, чем машина" (1748) и "Система Эпикура" (1751). Умер во время испытания на себе нового метода лечения.

Л. первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма. Согласно Л., существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в "организованных телах"; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Л. отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения. По Л., человек и животные созданы природой из одной и той же "глины" и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Л. признавал потребности тела "мерилом ума". Человеческий организм Л. рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. В своих последних работах Л. подошёл к идеям эволюции, высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Л. выдвинул предположение о существовании зоофитов — растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма, Л. считал, что внешний мир отражается на "мозговом экране". В этике, исходя из позиций гедонизма, отводил в то же время значительную роль общественному интересу. Развитие общества определяется, по Л., деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения; Л. был сторонником просвещённого абсолютизма, философские идеи Л. оказали значительное влияние на Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция.

  Л. А. Ляховецкий.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Сочинения:

Ceuvres philosophiques, v. 1—3, P., 1796; Textes choisis..., P., 1954; в рус. пер. — Избр. соч., М. — Л., 1925; [Отрывки из произв. Л.], в кн.: французские просветители XVIII в. о религии, М., 1960.

Литература:

Вороницын И. П., Ла Меттри, [Хар.], 1925; Сережников В. К., Ламетри, М., [1925]; История философии, т. 1, М., 1957, с. 539—42; Du Bois-Reymond E., La Mettrie, B., 1875; Poritzky J. F., J. О. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke, B., 1900; Boissier R., La Mettrie..., P., 1931; Lemée P., Julien Offray de La Mettrie, P., 1955; Nedeljkovic D., Lametri, Zagreb, 1961; Mendel L., La Mettrie..., Lpz., 1965.

Атеизм французских материалистов.

У многих товарищей, изучающих французскую философию XVIII века, может возникнуть вопрос: почему идеологи французской буржуазии той эпохи выступили отважными борцами с религией, когда известно, что религия всегда защищалась эксплуататорскими классами? Ответ на этот вопрос может быть только один: в условиях Франции XVIII столетия религия являлась орудием старых феодальных сил, боровшихся против науки, прогресса, против победы буржуазного общественного строя. Религия была на службе у реакции, препятствовавшей развитию нового буржуазного общества и его идеологии. Достаточно сказать, что во Франции духовенству принадлежала в то время  ¼ всех земель. Больше 100 тыс. служителей культа обирали, грабили страну, яростно защищая старые порядки и идеи. Вот почему, разоблачая феодальное мракобесие и варварство, выступая за буржуазное устройство государства, французские материалисты не могли пройти мимо такого сильного оружия феодального строя, каким являлась религия. Этим и объясняется, почему свои многочисленные произведения французские материалисты направляли против религии, почему сочинения Гольбаха, Дидро, Ламеттри, Жана Мелье и других могут быть до сих пор использованы в борьбе против религии и современного мракобесия.

Французские материалисты — Дидро, Ламеттри, Гольбах, Гельвеций.

Виднейшие французские материалисты — Дидро, Ламеттри, Гольбах, Гельвеций и другие были великими преобразователями человеческой мысли. Они смело, одного за другим свергали с трона богов различных религий, они восстановили подлинную роль природы, высоко подняли в своих произведениях роль человеческого разума. Это были разносторонне подготовленные, стоявшие на вершине научных знаний того времени люди. Энгельс называл французских материалистов XVIII века великими людьми и крайними революционерами, просветившими французские головы для приближавшейся революции. Они не признавали внешних авторитетов. «Религия, взгляды на природу, общество, государство,— все подвергалось их беспощадной критике, все призывалось пред судилище разума и осуждалось на исчезновение, если не могло доказать своей разумности» .