VII . Борьба против буржуазной и реформистской идеологии.

VII . Борьба против буржуазной и реформистской идеологии.

В современном мире идет ожесточенная борьба двух идеологий — коммунистической и буржуазной. Эта борьба — отражение в духовной жизни человечества исторического процесса перехода от капитализма к социализму.

Новая историческая эпоха принесла подлинный триумф революционному мировоззрению пролетариата. Марксизм-ленинизм стал властителем дум передового человечества.

Буржуазные учения и школы не выдержали исторической проверки. Они не смогли и не могут дать научного ответа на вопросы, выдвигаемые жизнью. Буржуазия уже не в состоянии выдвинуть идеи, которые могли бы увлечь за собою народные массы. Все больше людей в капиталистических странах порывают с буржуазным мировоззрением. Буржуазная идеология переживает глубокий кризис.

Революционный переворот в сознании огромных человеческих масс — сложный и длительный процесс. Чем больше побед одерживает мировая система социализма, чем глубже кризис мирового капитализма, чем больше обостряется классовая борьба, тем больше возрастает роль марксистско-ленинских идей в сплочении и мобилизации масс на борьбу за коммунизм. Идеологическая борьба — важнейшая составная часть классовой борьбы пролетариата.

Империалистическая реакция мобилизует все средства идеологического воздействия на массы, пытаясь опорочить коммунизм и его благородные идеи, защитить капитализм. Главное идейно-политическое оружие империализма — антикоммунизм, основным содержанием которого является клевета на социалистический строй, фальсификация политики и целей коммунистических партий, учения марксизма-ленинизма.

[51]

Под фальшивыми лозунгами антикоммунизма империалистическая реакция преследует и травит все передовое и революционное, старается расколоть ряды трудящихся, парализовать волю пролетариев к борьбе. Под этим черным знаменем объединились ныне все враги социального прогресса: финансовая олигархия и военщина, фашисты и реакционные клерикалы, колонизаторы и помещики, все идейные и политические пособники империалистической реакции. Антикоммунизм-— отражение крайней степени деградации буржуазной идеологии.

Защитники буржуазного строя, стремясь удержать массы в духовном плену, изобретают все новые «теории», маскирующие эксплуататорскую природу буржуазного строя, приукрашивающие капитализм. Они уверяют, будто современный капитализм изменил свою сущность, стал «народным капитализмом», в котором происходит «рассеивание» собственности и «демократизация» капитала, исчезают классы и классовые противоречия, «уравниваются доходы» и устраняются экономические кризисы. В действительности развитие современного капитализма подтверждает правильность марксистско-ленинского учения о нарастании противоречий и антагонизмов капиталистического общества, об обострении в нем классовой борьбы.

Защитники буржуазного строя именуют его «государством всеобщего благоденствия». Они сеют иллюзии, будто капиталистическое государство противостоит монополиям и может добиться социальной гармонии и всеобщего благоденствия. Однако народные массы на своем собственном опыте убеждаются, что буржуазное государство — послушное орудие монополий, а воспеваемое «благоденствие» — это благоденствие для магнатов финансового капитала и муки, страдания для сотен миллионов людей труда.

«Теоретики» антикоммунизма именуют империалистические страны «свободным миром». На самом деле «свободный мир» — это мир эксплуатации и бесправия, мир попрания человеческого достоинства и национальной чести, мир мракобесия и политической реакции, мир милитаристского разгула и кровавых расправ над трудящимися.

[52]

Монополистический капитал порождает идеологию фашизма — идеологию крайнего шовинизма и расизма. Фашизм у власти — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала. Фашизм везде и всегда начинает с оголтелого антикоммунизма, чтобы, изолировав и разгромив партии рабочего класса, раздробить силы пролетариата и бить их по частям, а затем покончить со всеми другими демократическими партиями и организациями, сделать народ слепым орудием политики капиталистических монополий. Фашизм направляет свой удар прежде всего против коммунистических партий, как наиболее последовательных, стойких и неподкупных защитников интересов рабочего класса и всех трудящихся.

Империалистическая реакция широко использует шовинизм и расизм для разжигания националистических и расовых конфликтов, травли целых национальностей и рас (антисемитизм, расовая дискриминация негров, народов слаборазвитых стран), для затемнения классового сознания трудящихся, отвлечения пролетариата и его союзников от классовой борьбы.

Все возрастающее значение в политическом и идеологическом арсенале империализма приобретает клерикализм. Он не ограничивается использованием церкви и ее разветвленного аппарата. Он располагает теперь своими крупными политическими партиями, стоящими у власти во многих капиталистических странах. Создавая свои профсоюзные, Молодежные, женские и другие организации, клерикализм раскалывает ряды рабочего класса, ряды трудящихся. Монополии щедро финансируют клерикальные партии и организации, эксплуатирующие религиозные чувства трудящихся, их суеверия и предрассудки.

Виды и формы буржуазной идеологии, методы и средства обмана трудящихся многообразны. Но суть их одна — защита отживающего капиталистического строя. Идейное обоснование господства монополий, оправдание эксплуатации, опорочение общественной собственности и коллективизма, воспевание милитаризма и войны, оправдание колониализма и расизма,

[53]

разжигание вражды и ненависти между народами — таковы идеи, которыми проникнуты политические и экономические теории, философия и социология, этика и эстетика современной буржуазии.

Антикоммунизм становится основным орудием реакции в борьбе против демократических сил стран Азии, Африки, Латинской Америки. В нем смыкаются империалистическая идеология с идеологией феодальных, проимпериалистических элементов и реакционных групп буржуазии стран, освободившихся от колониального ига.

Антинародные круги этих стран стремятся приглушить общедемократическое содержание национализма, раздуть его реакционную сторону, оттеснить демократические силы нации, воспрепятствовать социальному прогрессу, помешать распространению научного социализма. В то же время выдвигаются теории о «социализме национального типа», пропагандируются социально-философские доктрины, представляющие собой, как правило, разновидность мелкобуржуазных иллюзий о социализме, исключающих классовую борьбу. Эти теории вводят в заблуждение народные массы, тормозят развитие национально-освободительного движения, ставят под удар его завоевания.

В странах, освободившихся от колониального гнета, получают широкое распространение национально-демократические, антиимпериалистические идеи. Коммунисты вместе с другими сторонниками этих идей терпеливо разъясняют массам несостоятельность иллюзий о возможности национальной независимости и социального прогресса без решительной борьбы против империализма и внутренней реакции, активно выступают против шовинизма и других проявлений реакционной идеологии, оправдывающей деспотические режимы и подавление демократии. В то же время коммунисты выступают как представители социалистической идеологии, сплачивая массы под знаменем научного социализма.

Идеологическая борьба империалистической буржуазии направлена своим острием прежде всего против рабочего класса и его марксистско-ленинских партий. Отражением буржуазного влияния на рабочий

[54]

класс является социал-демократизм в рабочем движении и ревизионизм в коммунистическом движении.

Современная правая социал-демократия остается важнейшей идейной и политической опорой буржуазии внутри рабочего движения. Она эклектически соединяет старые оппортунистические идеи с «новейшими» буржуазными теориями. Правое крыло социал-демократии окончательно порвало с марксизмом и противопоставило научному социализму так называемый демократический социализм. Сторонники его отрицают существование антагонистических классов и классовой борьбы в буржуазном обществе, ополчаются против необходимости пролетарской революции, против уничтожения частной собственности на средства производства. Они утверждают, что якобы происходит «трансформация капитализма» в социализм.

Правые социалисты начали с противопоставления социальных реформ социалистической революции, а пришли к защите государственно-монополистического капитализма. В прошлом они внушали пролетариату, что их разногласия с революционным марксизмом касаются не столько конечной цели рабочего движения, сколько средств ее осуществления. Теперь они открыто отрекаются от социализма. Раньше правые социалисты отказывались доводить признание классовой борьбы до диктатуры пролетариата. Сегодня они отрицают не только классовую борьбу, но и само существование антагонистических классов в буржуазном обществе.

Исторический опыт показал банкротство как идеологии, так и политики социал-демократизма. Даже в тех случаях, когда реформистские партии приходят к власти, они ограничиваются частичными реформами, не затрагивающими господства монополистической буржуазии. Антикоммунизм завел социал-реформизм в идейно-политический тупик. Это — одна из главных причин кризиса социал-демократизма.

Марксизм-ленинизм одерживает все новые и новые победы. Он побеждает потому, что выражает жизненные интересы рабочего класса, огромного большинства человечества, стремящегося к миру, свободе, прогрессу, выражает идеологию нового общества, идущего на смену капитализму.

[55]