Белинский В.Г. Письмо В. П. Боткину.

Белинский В.Г. Письмо В. П. Боткину.

ПИСЬМО В. П. БОТКИНУ

7/19 июля 1847 г.

(...) Что за нищета в Германии, особенно в несчастной Силезии, которую Фридрих Великий 31 считал лучшим перлом в своей короне. Только здесь я понял ужасное значение слов павперизм 32 и пролетариат. В России эти слова не имеют смысла. Там бывают неурожаи и голод местами, там есть плантаторы-помещики, третирующие своих крестьян, как негров, там есть воры и грабители чиновники; но нет бедности, хотя нет и богатства. Леность и пьянство производят там грязь и лохмотья, но это все еще не бедность. Бедность есть безвыходность из вечного страха голодной смерти. У человека здоровые руки, он трудолюбив и честен, готов работать — и для него нет работы: вот бедность, вот пауперизм, вот пролетариат! Здесь еще счастлив тот, кто может с своею собакою и своими малолетними детьми запрячь себя в телегу и босиком возить из-за Зальцбрунна во Фрейбург каменный уголь. Кто же не может найти себе места собаки или лошади, тот просит милостыню. По его лицу, голосу и жестам видно, что он не нищий по ремеслу, что он чувствует весь ужас, весь позор своего положения: как отказать ему в зильбергроше, а между тем, как же и давать всем им, когда их гораздо больше, нежели сколько у меня в кармане пфеннигов? Страшно! (...)

Прочел я книгу Луи Блана 33. Этому человеку природа не отказала ни в голове, ни в сердце; но он хотел их увеличить собственными средствами,— и оттого у него, вместо великой головы и великого сердца, вышла — раздутая голова и раздутое сердце. В его книге много дельного и интересного; она могла б быть замечательно хорошею книгою; но Блашка умел сделать из нее прескучную и препошлую книгу. Людовик XIV унизил, видишь, монархизм, эманципировавши церковь во Франции от Рима! О лошадь! Буржуази у него еще до сотворения мира является врагом человечества и конспирирует против его благосостояния, тогда как по его же книге выходит, что без нее не было бы той революции, которою он так восхищается, и что ее успехи — ее законное приобретение. Ух как глуп — мочи нет! (...)

Примечания

31. Фридрих Великий — Фридрих II (1712—1786) — прусский король.

32. Имеется в виду пауперизм — массовая нищета.

33. Имеется в виду книга Луи Блана «История десяти лет», которая произвела на Белинского большое впечатление; о Луи Блане см. наст, изд., с. 383, прим. 12: Белинский имеет в виду книгу Луи Блана «История десяти лет», в которой отражена история установления июльской монархии во Франции; Блан, Жан Жозеф Шарль Луи (1811 —1882) —французский публицист, историк, социал-реформистский политический деятель, был представителем рабочих во Временном правительстве в период революции 1848 г., проводил социал-реформистскую политику, отвлекавшую рабочих от революционной борьбы, в 1871 г. был в рядах противников Парижской коммуны. Блан вошел в историю социализма как родоначальник соглашательства с буржуазией, слово «луиблановщина» стало нарицательным; после первых восторженных оценок произведения Луи Блана Белинский переходит к резкой критике его взглядов.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 371-372.

Рубрика