Оуэн Р. Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумия к разумности.

Оуэн Р. Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумия к разумности.

РЕВОЛЮЦИЯ В СОЗНАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА, ИЛИ ГРЯДУЩИЙ ПЕРЕХОД ОТ НЕРАЗУМИЯ К РАЗУМНОСТИ

В системе природы приближается время, когда «прежнее должно миновать и все стать новым»; когда «мечи будут перекованы на орала и копья на серпы»; когда «на земле будет мир и в человецех благоволение»; когда «каждый будет сидеть под своей виноградной лозою и под своей смоковницей и ни чем не устрашится» 9.

Посвящается тем, кто постигает божественные законы природы или бога и предпочитает их зловредным человеческим законам, а также тем, кто имеет нравственное мужество открыто защищать истину, без утайки, без заблуждения и страха людского, и кто знает, что только при посредстве истины может быть достигнуто и прочно обеспечено счастье человеческого рода.

(...) Прошлое было неизбежно, и оно было необходимо для того, чтобы создать настоящее, как настоящее необходимо Для того, чтобы создать будущие формы человеческого существования.

Прошлое создало то отталкивающее, неорганизованное, невежественное, в значительной степени жалкое состояние общества во всем мире, которое существует ныне.

Настоящее призвано, однако, использовать все ресурсы, необходимые для обеспечения человеческому роду во всех частях земного шара привлекательного, организованного, просвещенного и счастливого будущего.

Переход от невежественного, отталкивающего, неорганизованного и жалкого настоящего к просвещенному, привлекательному, организованному и счастливому будущему ни в коем случае не может быть осуществлен путем насилия или гнева и зложелательности к какой-либо части человечества. Нет, этот великий переворот во всех человеческих делах может быть окончательно совершен только путем развития великих основных истин, возвещаемых людям в духе мира, благожелательности и милосердия и разъясняемых с неутомимым терпением и настойчивостью теми, кто имел возможность приобрести практическое знание человеческой природы и общества.(...)

Республиканцы, социалисты и все те, кто враждебен обществу, которое управляется на старых началах, чувствуют это зло, сознают присутствие какой-то основной неправильности, но вследствие недостаточности знаний они сражаются с ней впотьмах и причиняют огромные страдания не только противникам, но и своим друзьям.

Они не отличают начал добра и зла и не в состоянии рекомендовать какие-нибудь всесторонние и целостные практические мероприятия, основанные на начале добра или истины. Они возбуждают человеческий ум и чувства и побуждают их чутко реагировать на действие системы зла; но они еще не осведомлены относительно принципов и действия начала добра, как целой системы, предназначенной для управления людьми в малых или больших обществах. Они должны еще значительно развить свой ум и расширить свой опыт, чтобы быть в состоянии понять эту новую совокупность принципов и действий и стать надежными руководителями для других.

Единственной когда-либо сделанной попыткой управлять обществом на началах добра и истины был мой опыт в Нью- Ленарке 10,— опыт, встретивший всяческое противодействие со стороны нынешней системы, основанной на принципе зла и лжи, и тем не менее в высшей степени успешный.

Постройте общество на том же начале, что в Нью-Ленарке, и зло быстро исчезнет.(...)

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ДЛЯ МИРНОГО ПЕРЕХОДА ОТ НЫНЕШНЕЙ ДУРНОЙ СИСТЕМЫ ЛЖИ, БЕДНОСТИ И НЕСЧАСТЬЯ К БЛАГОЙ СИСТЕМЕ ИСТИНЫ, БОГАТСТВА И СЧАСТЬЯ

Профессиональным государственным деятелям Европы и Америки

Революция, которая приведет от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью, уже началась. Никакая земная сила не может теперь остановить этот поступательный ход событий, и достаточно понять его сущность, чтобы убедиться в его прочном благодетельном значении для каждого человека.

Таким образом, для вас представляет первоочередный и величайший интерес исследовать этот предмет в целом, пока вы не поймете его вполне, ибо тогда вы сумеете в интересах всеобщего мира руководить этой переменой и направлять ее без дальнейших кровопролитий и распрей, столь вредных ныне для всех классов и поддерживающих неразумие всех участвующих сторон.

Вместо правительств, грабящих и убивающих производи-тельные классы без всякой разумной цели и создающих для них низкие, вредные и порочные условия, как это было до сих пор, теперь, когда несправедливость и жестокость этих безумных действий и полное отсутствие в них всякой мудрости ярко обнаружились, нужны правительства, которые с разумной предусмотрительностью поняли бы, что они обязаны вводить новые порядки с целью устранить то грубое невежество и ту порочность, с какими ведутся теперь жизненно важные дела во всех странах мира.

Указанное положение вещей, как бы печально и грустно оно ни было, не знает ни одного исключения. Дела всех народов велись до сих пор на основе самых фальшивых и вредных принципов. Этим объясняется то бедственное нравственное и физическое состояние, в котором находится большинство людей во всех странах.

Если бы можно было начать это дело со свежим материалом, применяя новую систему к детям, не испорченным системой заблуждения и зла, которая теперь дает им одни только неразумные идеи, то не представляло бы никакой трудности спроектировать и построить с самого основания разумное, благоденствующее и неизменно счастливое общество.

Но практически начинать таким образом невозможно. Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечество разумным.

Спрашивается, как выполнить эту задачу? Как преодолеть эту трудно проходимую грань между неразумием и разумностью? Какие новые условия могут произвести эту важнейшую для нынешнего и для будущих поколений перемену?

В этом великий вопрос, который ставит наша эпоха, это — злоба сегодняшнего дня; чтобы положить конец враждебным чувствам и с часу на час возрастающим бедствиям и неурядицам, нужно немедленно на него ответить.

Я желал бы, чтобы кто-нибудь, кто ценит популярность в этом безумном мире, мог и хотел дать на него ответ.

В течение многих лет я всеми силами, но безуспешно побуждал развязать или разрубить этот гордиев узел 11, но не нашел в Европе и Америке никого, подготовленного к решению подобной задачи.

Поэтому я, не ставя ни во что популярность в этом безумном мире, принужден взять разрешение этой задачи на себя; я не получу от этого ничего, кроме удовольствия, которое может доставить превращение безумного мира в мир здраво-мыслящий, или неразумной, проникнутой антагонизмом и бедственной жизни — в жизнь, где благодаря единению люди будут поставлены в разумные и хорошие условия, станут добрыми, мудрыми и счастливыми, не приписывая никому в отдельности заслуги или вины в осуществлении этой перемены в условиях своего существования.(...)

Это изменение может быть охарактеризовано в немногих словах, которые легко поймут люди, опытные в проведении разнообразных практических мероприятий широкого масштаба и привыкшие создавать новые комбинации для получения отдаленных, заранее предвидимых результатов. Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни. (...)

Этот переход может быть совершен только мирным путем и при. помощи мудрой предусмотрительности. Недопустима попытка изменения характера правительства или общества посредством насилия. Гнев в его различных стадиях вплоть до крайнего насилия и смертельной борьбы свидетельствует лишь о соответствующих ему стадиях безумия и сумасшествия.

Однако, для осуществления этого перехода надо побудить все правительства в более цивилизованных частях света ради собственной их безопасности и пользы одновременно отказаться от принципа лжи, на котором все они покоятся, и постепенно переменить нынешние дурные общественные порядки на благие и совершенные во всех областях человеческой деятельности. Это изменение принципов и практических навыков общества может быть произведено теперь же, путем разумно направленного просвещения общества через посредство газет, издаваемых для каждого народа в отдельности. Таким образом, это изменение может снискать полное одобрение как правителей, так и управляемых.

Это изменение получило бы полное одобрение всех, ибо все извлекут из него прочные выгоды, превосходящие все, что можно себе представить.(...)

Современные власти владеют правительственной машиной, они привыкли властвовать и умеют управлять теперешнею системой правительственного механизма.

Поэтому они лучше подготовлены к проведению любого требующегося и желательного изменения, благотворного для всех сторон, чем новые люди, которые должны были бы еще захватить позиции теперешних правителей при помощи борьбы, возбуждающей озлобление и недоброжелательство, а то и посредством насилия и войны с сопровождающими их большими беспорядками и путаницей. (...)

Как легко, в таком случае, могли бы правительства Европы и Америки превратить бедствия, испытываемые ныне населением этих стран, в прочное благоденствие и счастье!

С опытом прошлого и бесчисленными открытиями нового времени, сопровождаемыми применением хорошо использованной и направленной силы пара и электричества, зная, каким путем можно сформировать хорошие человеческие характеры, будет легко и просто создать людям одни только отличные условия, окружить их изобилием и сделать их разумными существами, добрыми, мудрыми, живущими в согласии и счастье, и превратить мир в земной рай; разрешение этой за-дачи окажется простой деловой мерой, осуществлению кото-рой все люди пожелают содействовать, радуясь возможности оказаться полезными.

Общество располагает сейчас всеми средствами, необходимыми для полного введения такого изменения в жизнь людей по всей Европе и Америке в течение пяти лет с момента начала реформы и в течение менее чем десяти лет — по всему миру. Эти средства можно будет тотчас же привести в действие, как только будут приняты меры для того, чтобы сделать общество достаточно разумным для понимания собственных неизменных интересов.

Если правительства и народы Европы и Америки искренно приступят сейчас к этим мероприятиям, то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год.

Такова простая сила истины.

Примечания

9. Этот эпиграф содержит цитаты из Библии.

10. См. наст, изд., с. 341, прим. 3

11. См. наст, изд., с. 301, прим. 65.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 335-340.

Печатается по: Роберт Оуэн. Избранные сочинения. В 2-х т. M.—Л., 1950, т. I, с. 69—70. 87, 90—91. 94, 99: 100—113, 115—116, 117—123, 125, 130—131, 132, 140—141, 148, 201—202, 222—223, 227. 252— 253, 289—290, 325; т II, с. 5—7, 19, 21—25, 34—37, 39, 40—41, 88—90, 94, 116— 118, 132—133, 175—179, 183, 206—207.

Рубрика
Персона

adlook_adv