Симон Петлюра. Русские культурно-просветительские институты на Украине.

Симон Петлюра. Русские культурно-просветительские институты на Украине.

Русские культурно-просветительские институты на Украине

Просвещение на Украине должно быть национальным. Это та жизненная правда, с которой согласится каждый, у кого есть голова на плечах, у кого разум не ослеплен, кто чувствует тот большой вред, который причиняет народу просвещение, не приспособленное ни по форме своей, ни по содержанию к национальным потребностям народа. Украинская общественность в последнее время не только ощущает справедливость этой мысли, но и начинает прилагать все силы, чтобы воплотить ее в жизнь. Мы видим, что в последнее время начинают открываться украинские издательства, украинские просветительские общества, вокруг которых объединяется украинская общественность, чтобы общими усилиями продвинуть вперед дело просвещения на Украине. Мероприятия эти свидетельствуют о том, что украинское общество просыпается от сна, от равнодушия. Нельзя не приветствовать появление украинских просветительских обществ, как нельзя не радоваться и мероприятиям украинской общественности в деле организации своих национальных сил в просветительской работе. Все это дело очень хорошее, и нужно только пожелать, чтоб оно развивалось с еще большим успехом.

Однако, приветствуя организационные мероприятия украинской общественности в деле просвещения, мы вместе с тем удивляемся и ощущаем неудовлетворенность от того неправильного и ханжеского направления, которое иногда принимает эта организация. Мы имеем в виду отношение украинской общественности к русским культурно-просветительским обществам и институтам, которые существуют на Украине. По преимуществу украинцы относятся к ним очень и очень равнодушно. Словно они и знать, словно они и слышать о них не хотят. Хорошим ли, полезным ли для национального дела является такое отношение украинской общественности к этим институтам?

На наш взгляд, такое отношение — ошибка, и очень большая. Как правило, когда вы спросите, почему так равнодушно относятся к упомянутым институтам, — услышите ответ: а что мне там делать, они ведь русские!..

Такой ответ неудовлетворителен. И у нас всегда, когда приходилось слышать его, невольно вырывалось из уст: а почему бы их не сделать своими, не украинизировать их, почему бы не пойти украинцам в эти общества? Почему бы не воспользоваться этими обществами, их связями, их деньгами для национально-культурного дела? Все это не лишние вопросы, не безосновательные и достойные того, чтобы остановиться на них более подробно.

Конечно, нужно признать ненормальным то положение вещей, при котором русские культурно-просветительские институты работают в среде украинского народа. Но мы знаем, что исторические обстоятельства создали это ненормальное явление, как и создали ту многочисленную группу украинцев, которые, потеряв национальное чувство, «не только за страх, но и за совесть» работают в таких обществах. Но исторические обстоятельства не так уж сильны, чтоб мы не могли с ними бороться, чтоб не смогли их делать такими, какими мы хотим их сделать. Современные обстоятельства особенно благоприятствуют этой борьбе. Украинская общественность начинает увеличиваться, начинает организовывать свои силы. Вполне понятно, что для более организованной работы она объединяется вокруг собственных национальных институтов, таких, как, например, «Просвита» и т.д. Но поддерживая такие мероприятия, мы вместе с тем думаем, что организационные мероприятия украинской общественности часто не используют того, что у них есть под рукой, что эти средства используются неэкономно и поэтому приносят меньше пользы, чем нужно.

Возьмем, к примеру, такие институты, как Киевское или Харьковское Общество Грамотности. Оба общества не враждебно относятся к украинскому просветительскому делу. Оба издавали украинские книжки. Очевидно, что издание этих книжек было бы куда большим, если бы об этом позаботились сами украинцы, если бы они энергичнее принялись работать в этих обществах. Образовав поначалу отдельные филиалы, специально для издания украинских книжек, они бы со временем, по мере развития своей деятельности и собственного роста, смогли бы придать украинское направление и характер и деятельности всего общества. Излишне говорить, как это было бы хорошо и желаемо. Не нужно, с другой стороны, забывать еще и том, что для своей деятельности упомянутые общества обладают довольно значительными денежными средствами, которых часто не хватает украинским просветительским обществам. Не практичнее ли, не полезнее ли для дела просвещения использовать такие общества, а далее и преобразовывать их полностью в украинские? Не имеет, на наш взгляд, никакого значения то, что украинская книжка будет издана не украинским учреждением, а русским. Большее значение имеет то, что на украинском книжном рынке появилась новая книжка, новое живое зерно на украинском просветительском поле. И если бы украинцы не так равнодушно относились к работе в русских просветительских обществах на Украине, если бы они не были такими недальновидными, наверное, мы бы меньше слышали и в обществе, и в украинских газетах обвинений и острых упреков, например, в адрес Харьковского Общества Грамотности. Г-н М. К-о в № 6 издания «Ридный Край» перечисляет все «грехи», которые причинило это общество украинскому народу, издавая в одном из центров Украины русские книжки. «Грехи» эти обоснованы и реальны. Но вина за них лежит в значительной степени на самих украинцах, которые даже теперь, когда для украинского слова наступили не такие «жестокие времена», не сделали, можно сказать, ничего, чтобы использовать это общество в своих целях, и не придали его деятельности определенный национальный характер. То же самое придется сказать нам и о киевских украинцах, которые с холодным равнодушием смотрят на деятельность Киевского Общества Грамотности и даже пальцем не шевельнут для того, чтобы реформировать и приспособить его для дела украинского просвещения. То же самое придется сказать и о других русских культурно- просветительских обществах на Украине, которым украинцы сами разрешают развивать «русификаторскую» деятельность в центрах Украины вместо того, чтобы придать ей национальное направление и характер. Обвинения против «русификаторской деятельности» русских культурно-просветительских обществ на Украине — это доказательство нашего равнодушия, нашего неумения использовать то, что у нас под руками, это доказательство нашего бессилия и отсутствия инициативы. Мы отгораживаемся, не хотим иметь ничего общего с теми институтами, которые мы могли бы при нашем желании сделать своими, полезными для нашего народа. И такое направление нашей деятельности наносит вред делу просвещения, показывает нашу непрактичность, наше неумение экономно тратить наши силы, привлекать на нашу сторону тех деятелей, которые по тем или иным причинам работают в русских культурно-просветительских обществах на Украине, но благодаря нашей инициативе и руководству могли бы вести в них и украинскую работу. Можно сказать даже больше: мы мало помогали тем русским, которые не только не имели ничего против того, чтобы мы вели в их обществах свою национальную работу, но, наоборот, на их голос и призыв в этом деле мы отмалчивались, оправдываясь в своем равнодушии тем, что, мол, нет никакого резона работать в русских обществах в украинском направлении. Ведь ни для кого не тайна, что в таких, например, обществах, как Харьковское Общество Грамотности, украинские издательские секции на ладан дышат и проявляют свою недееспособность не потому, что им мешают русские, а по вине самих украинцев, которые ничего или очень мало делают в этих секциях. И если можно еще понять, что украинская работа в Киевском Обществе Грамотности продвигается вяло потому, что у украинцев есть в Киеве свой национально-просветительский институт — «Просвита», — то нельзя никак понять равнодушие и лень харьковских украинцев, у которых нет «Просвиты» и, несмотря на это, они сидят сложа руки и равнодушно смотрят на то, как денежные фонды общества тратятся на издание русских книжек.

Современный момент требует от украинцев организации украинских сил для просветительской работы. Но очень грустно и непрактично для самого дела было бы, если бы эта организация происходила только возле украинских культурно-просветительских обществ и институтов. Интересы самого дела требуют, чтобы границы этой организации были расширены, чтобы и русские культурно-просветительские общества (как, например, «Общество Грамотности», общественные библиотеки, театры, профессиональные союзы и т.п.) были приспособлены для украинской просветительской работы.

Высказываясь за украинизацию русских культурно-просветительских обществ на Украине, мы не говорим, что таких обществ не должно быть на Украине. Украина населена не только одними украинцами. Есть в ней также и другие национальности, культурному развитию которых мы не имеем права создавать препятствия и запреты. Но те общества, которые содержатся на деньги украинского народа, должны стать национальными и из русских перейти в украинские. Осуществить эту задачу могут только сами украинцы.

С. Петлюра

Здесь текст приводится по изданию: Симон Петлюра. Главный атаман. В плену несбывшихся надежд. Под редакцией Мирослава Пововича и Виктора Мироненко. Москва - Санкт-Петербург. 2008. С. 95-99.

Рубрика
Персона

adlook_adv