Примечания

Примечания

1 Мы сознаем, что между понятиями «неопозитивизм», «логический позитивизм», «философия Венского кружка», говоря строго, существуют различия по объему и даже по содержанию. Они совпадают далеко не полностью. В данной работе, однако, у нас нет необходимости вдаваться в различия между ними. А потому они используются здесь как синонимы в той мере, в какой они совпадают. Разумеется, если их использование не оговаривается специально.

2 Неопозитивизм // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 429.

3 Сравним в том же издании: «Неопозитивизм — одно из основных направлений буржуазной философии XX века» (Неопозитивизм // Философский энциклопедический словарь. С. 428).

4 Институт философии университет; Карла Франценса (г. Грац) известен своими активнейшими исследованиями в области истории австрийской философии. Они широко развернулись особенно благодаря организаторской деятельности профессора Рудольфа Халлера (род. в 1929 г.). В результате создан Центр по исследованию австрийской философии в г. Граце, оснащенный компьютерной техникой. Сотрудники Института философии ведут большую работу по изданию, философского наследия австрийских мыслителей.

5 В интервью сам X. Найдер говорит по этому поводу буквально следующее: «Физикализм придумал я. А произошло это так. Мы дискутировали в маленьком домике Карнапа о «Fremdpsychische und der Realismusstreit» — это книга, которая вышла в свет у Герольда, если не ошибаюсь, и тут мы снова вернулись к проблеме своего психологического и к «менталистическому базису» — так его, по-моему, называет Карнап или как-то в этом духе. И я сказал ему: «От этого собственного психического как базиса Вы должны отказаться, ведь предложения о своем психическом не являются интерсубъективно верифицируемыми, а предложения, которые не являются субъективно верифицируемыми, не входят в науку. Их может рассматривать философия, проясняя, как эти предложения осуществляются, и если они некогда были сформулированы, то они должны быть интерсубъективно верифицируемыми». Мы говорили долго, а потом Карнап спросил меня: «Это, Собственно, совершенно верное наблюдение. Вы будете его публиковать сейчас?» — «Нет, я не собираюсь его публиковать». Тогда Карнап сказал: «Позвольте опубликовать это мне». Меня потом немножко задело, что Карнап опубликовал это, но не написал: «Примечание. Благодарю за эту идею г. Найдера» (Gesprach mit Heinrich Neider, Wien: Personliche Erinnerungen an der Wiener Keis // Osterreichische Philosoplien und ihr Eitliiss aut die analytische .Phito- sophie der Gegenwart. Bd. 1. Conceptus. Sonderband. N 28—30. 1977. S. 29).

6 Ibid. S. 39.

7 Gespfach mit Viktor Kraft // Conceptus. 1973. N 21-22. S. 13—14.

8 Ср.: Gesprach mit Heinrich Neider ... S. 42.

9 См.: Kraft V. Der Wiener Kreis. Der Ursprung des Neopositivismns. Ein Kapitel der jiingsten Philosophiegeschichte. Wien; NY, 1968.

10 См.: Gesprach mit Viktor Kraft. S. 13.

11 Ibid S. 14.

12 Пит. по: Einleitung von Gerald Mozetic / Austromarxistische Positionen. Wien; Koln; Graz; Bohlau, 1983. S. 7.

13 В первую очередь — Ханса Хана и Отто Нейрата. Ср.: Rutte Н. Positivistische Philosophie in Osterreich. Nachwort zum Gesprach mit Heinrich Neider // Conceptus. Sonderband. 1977. N 28—30. S. 45; Gesprach mit Viktor Kraft. S. 15.

14 Специально этому вопросу — влиянию И. Канта на философские взгляды Л. Витгенштейна — посвящена, в частности, работа: Heinrich R. Einbildung und Darstellung. Zum Kantianismus des friihen Wittgenstein. Gottingen; Henn, 1977. S. 74.

15 Ср.: Fichte J. G. Reden an die Deutsche Nation. Hamburg, 1978. Siebente Rede. S. 106—124.

16 В этом, духе, например, выдержан специальный выпуск журнала «Wissenschaft und Weltbild», который вышел под редакцией Лео Габриэля и Йоханна Мадера к XIV Международному философскому конгрессу в Вене 1968 г. под названием «Философия в Австрии». Вводная статья, написанная профессором Л. Габриэлем, одним из ведущих представителей католической философии и сторонников «интегрального мышления», соединяющего в себе формально-знаковые и содержательные компоненты, содержит перечисление «на равных» целой массы различных школ и течений, существующих в философии страны. Здесь названа и феноменология (Балдуин Шварц и Дитрих Хильдебранд— Зальцбург), и трансцендентально-философская и идеалистическая философия (Эрих Хайнтель — Вена), и неосхоластическая философия (Эмерих Корет и Отто Мук — Инсбрук; Виктор Варнах — Зальцбург; Беда Тум — Вена), а также персонализм и экзистенциализм (Амадео Сильва — Тароуца, Грац; Ханс Виндишер — Инсбрук; Йоханн Фишль — Грац) и т. п. Естественно, что на столь обширном фоне представители традиции австрийского эмпиризма никак не выделяются из общего ряда других мыслителей. См.: Philosophie in Osterreich. Als Beitrag zum XVV Internationalen Kongress fur Philosophie in Wien. 2—9 September 1968 // Wissenschaft und Willbtld. 1968. H. 2—3. S. 5. По существу, аналогичного' эффекта добился и Уильям М. Джонстон, профессор истории Массачусетского университета в своем капитальном обзорном труде по истории философии и духовной культуры в Австрии: Johnston W. М. Osterreichische Kultur und Geistesgeschichte. Gesellschaft und Ideen im Donauraum. 2 Aufl. Wien; Koln; Graz, Bohlau, 1980.

17 Haller R. Studien zur osterreichischen Philosophie. Variationen iiber ein Thema. Bd. I. Amsterdam, 1979. S. 21 22.

18 См.: Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX века. М., 1973. С. 262—274.

19 Haller R. Studien zur osterreichischen Philosophie. S. 8.

20 Ibid. S. 10—11.

21 Max Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908. С. 3.

22 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 83.

23 Там же. Т. 55. С. 289.

24 Там же. Т. 47. С. 145.

25 Там же, С. 155.

26 Там же. С. 156.

27 Цит. по: Johnston W. М. Op. cit. S. 191.

28 Цит. по: Wissenschaft und Weltbild. Zeitschrift fur Grundfragen der Forschung. 1968. H. 2—3. S. 175.

29 Ibidem.

30 Mach E. Die Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zum Psychischen. 7 Aufl. Jena, 1918. S. 24.

31 См.: Fechner G. T. Das Biichlein vom Leben nach dem Tode. Leipzig, 1836.

32 См.: Stadler F. Vom Positivismus zur „Wissenschaftlichen Weltauffassung". Am Beispiel der Wirkungsgeschichte von Ernst Mach in Osterreich von 1895 bis 1934. Wien; Miinchen, 1982. S. 222—223.

33 Mach E. Grundlinien der Lehre von den Bewegungsempfindungen. Leipzug. 1875.

34 Mach £.4Beitrage zur Analyse der Empfindungen. Lena 1886.

35 Mach E. Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zur Psychologic der Forschung. Leipzig, 1905.

36 Среди комментаторских исследований, посвященных этой ленинской работе, следует назвать книги: Кедров Б. М. Как изучать книгу В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». 4-е изд., доп. М„ 1983; Володин А. И. «Бой абсолютно неизбежен» // Историко-философские очерки о книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». 2-е изд., доп. М., 1985.

37 См.: Конт О. Дух позитивной философии СПб., 1910. С. 10.

38 См.: Родоначальники позитивизма. Вып. 3: Сен-Симон. СПб., 1911.

39 Мах Э. Анализ ощущений... С. 14.

40 Там же. С. 45.

41 Там же. С. 41.

42 Там же. С. 46.

43 Mach Е. Die Mechanik in ihrer Entwicklung historisch-kritisch dargestellt. 9 Aufl. Leipzug, 1933. S. 457.

44 См.: Stadler F. Op. cit. S. 29.

45 Max Э. Анализ ощущений... С. И.

46 См.: Mohn Е. Der logische Positivismus. Theorien und politische Praxis seiner Vertreter. Frankfurt a / M; NY, 1977.

47 Трудно не согласиться, например, с замечанием: «Привычные классификации на экзистенциализм, неотомизм, персонализм, позитивизм и соседствующие с ними течения уже не могут охватить существующего многообразия в современной буржуазной философии... Частным отражением этой трудно классифицируемой ситуации стало появление в нашей литературе с начала 70-х годов таких терминов, как, скажем, «постпозитивизм», обозначающий «то, что идет вслед за позитивизмом» (Критический анализ современной буржуазной философии // Вопр. философии. 1985. № 12. С. 25).

48 См.: Мах Э. Анализ ощущений... С. 11.

49 Hollitscher W. Tierisches und Menschliches: Essays. Wien, 1971. S. 345.

50 См.: Stadler F. Op. cit. S. 28.

51 Hollitscher W. Tierisches und Menschliches. S. 346.

52 Фридрих Адлер (1879—1960) не только перевел «Материализм и эмпириокритицизм», но и отчасти пересказал содержание ленинской работы в письмах к Э. Маху. Впоследствии Ф. Адлер издал работы об Э. Махе: Adler F. Ernst Machs Oberwindung des mechanischen Materialismus Wien, 1918; Adler F. Ernst Mach. Der Sinn fur das Wunderbare. Wien, 1924.

53 Конт О. Дух позитивной философии. С. 68.

54 См.: Gesprach rnit Heinrich Neider. S. 25.

55 Max Э. Анализ ощущений... С. 4.

56 Там же. С. 11.

57 Там же.

58 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 47. С. 137.

59 Stadler F. Op. sit. S. 129.

60 Эта книга Й. Поппера «Phantasien eines»Realisten» (Dresden, 1899) была запрещена в Вене в 1900 г. как оскорбляющая общественную нравственность: в одном из рассказов описывался инцест между матерью и сыном и убийство священника. Запрет лишь повысил спрос, и к 1921 г. книга выдержала 21 издание.

61 См.: Popper J. Das Recht zu leben und die Pflicht zu sterben. Dresden, 1878. 4 aufl. Dresden, 1924.

62 Роман А. А. Богданова переиздан в сборнике: Русская литературная утопия. М., 1986. О ленинской оценке романа см.: Горький А. М. В. И. Ленин // Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: В 5 т. 3-е изд. М., 1984. Т. 2. С. 245.

63 Popper-Linkeus J. Ober die Grundbegrilfe der Philosophie und die Gewissheit unserer Erkenntnisse. Aus dem literarischen Nachlass // Erkenntnis N 3. 1932/1933. S 309

64 Johnston W. M. Op. cit. S. 312.

65 Мах Э. Анализ ощущений... С. 44.

66 Arbeiterbildung in Zwischenkiegszeit. S. 60.

67 Ibid. S. 49.

68 Ibid. S. 40.

69 См.: Austromarxistische Positioner!. S. 7.

70 См.: Stadler F. Op. cit. S. 99.

71 См.: О. N. (инициалы О. Нейрата. — Авт.) Der serbische Staat und die Kriegs- bereitschaft 11 Der osterreichische Volkswirt, 1912. N 1. S. 91; O. N. Kriegswirtschaft- lische Eindriicke aus Galizien // Der osterreichische Volkswirt. Bd. I, 1913. S. 355—358; O. N. Kriegswirtschaft 11 Archiv fur Socialwirtschaft und Sozialpolitik. 1914. Bd. 39! H. I. S. 197—215; u. a.

72 См.: Neuralh O. Probleme der Kriegswirtschaftslehre als Sonderdisziplin // Weltwirtschaftliches Archiv. Bd. I. Jena, 1913

73 См.: Stadler F. Op. cit. S. 99.

74 Цит. no: Weissel E. Die Ohnmacht des Sieges. Arbeiterschaft und Sozialisierung nach dem Ersten Weltkrieg in Osterreich. Wien, 1976. S. 211.

75 Маркс K-. Энгельс Ф. Собр. соч. Т., 37. С. 416—417

76 Там же. С. 417.

77 Neuralh О. Die wirtschaftlichen Rate im Programm der bayrischen Vollsozialisierung // Der Kampf. 1920. H. 4. S. 137.

78 Цит. no: Mohn E. Der logische Positivismus..'. S. 72.

79 Цит. no: Ibid. S. 73.

80 Ibid. S. 82.

81 Ibid. S. 75 Anm.

82 Neurath O. Die wirtschaftlichen Rate im Programm der bayrischen Vollsozialisierung. S. 76.

83 Цит. по: Mohn E. Der logische Positivismus... S. 76.

84 Troeltsch E.- Der Histobismus und seine Probleme. Tubingen, 1922. S. 6.

85 Gadamer H. G. Martin Heidegger // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1964. 26 Sept.

86 Fellmann F. Gelebte Philosophie in Deutschland. Denkformen der Lebensweltphanomenologie und der kritische Theorie. Freiburg i. / Br.; Miinchen, 1983.

87 Такую попытку — восстановить философию истории И. Канта, не изложенную специально, — предпринял, например, Л. А. Калинников. См.: Калинников Л. А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л., 1978.

88 Neurath О. Vollsozialisierung und gemeinwirtschaftliche Anstalten // Der Kampf. 1922. H. 2. S. 55.

89 Neurath O. Geld und Sozialismus 11 Der Kampf. 1923. H. 4. S. 149.

90 Neurath O. Vollsozialisierung und gemeinwirtschaftliche Anstalten. S. 54.

91 Neurath O. Wirtschaftsplan, Planwirtschaft, Landesverfassung und Volkerordnung 11 Der Kampf. 1920. H. 5. S. 224.

92 Ibid. S. 226.

93 Цит. no: Nemeth E. Otto Neurath und der Wiener Kreis. Revolutionare Wissen- schaftlichkeit als politischer Anspruch. Frankfurt a / M; NY, 1981. S. 3—4.

94 Neurath O. Die Wirtschaftsordnung der Zukunft. Wien, 1917. S. 8.

95 Neurath O. Wirtschaftsplan, Planwirtschaft, Landesverfassung und Volkerord- nung. S. 224.

96 Neurath O. Vollsozialisierung und gemeinwirtschaftliche Anstalten. S. 59

97 Ibid. S. 55.

98 Neurath O. Die Wirtschaftsordnung der Zukunft. S. 5.

99 Neurath O. Die wirtschaftlichen Rate im Programm der bayrischen Vollsozialisie-rung. S. 138.

100 Neurath O. Vollsozialisierung und gemeinwirtschaftliche Anstalten. S. 56.

101 Ibidem.

102 Ibid. S. 57.