2.01. Тамплиеры в Португалии

2.01. Тамплиеры в Португалии

Нам интересно понять почему именно Португалия стала первооткрывательницей в сфере «великих географических открытий», именно Португалия внесла в создание истинной карты земли больший вклад, чем любая другая нация, а затем, приобретя огромную территорию по всему миру в виде колоний так же быстро потеряла свое влияние. Почему португальская Империя из всех европейских колониальных империй была самой длительной, просуществовав с начала XV и до конца XX века. По факту к 1918 году Империя все еще занимала третье место по площади и населению своих территориальных завоеваний после Английской и Французской.

Для понимания всех происходящих процессов на территории Португалии необходимо кратко рассмотреть ее историю.

В древности Португалия называлась Лузитанией, которая в 139 году до н.э. была покорена римлянами и впоследствии составляла отдельную римскую провинцию. С 711 и до 1492 года практически вся территория Пиренейского полуострова принадлежала арабам. Положение евреев, проживающих бок о бок с арабами было вполне комфортным, их община росла довольно быстрыми темпами и в конечном счете евреи составляли значительную часть населения на всей территории современной Португалии.

Вся же территория Пиренейского полуострова называлась арабами Аль-Андалус и от этого арабского названия происходит испанское название Андалусия, которая была составлявшим ядром крупнейших мусульманских государств полуострова. Последним мусульманским государством на территории Испании был Гранадский эмират, покоренный христианами в 1492 году.

Часть испанских христиан сохранила христианскую веру, многие ассимилировались с арабами, усвоили арабский язык и арабские обычаи, заключали смешанные браки с мусульманами, носили арабские имена и назывались мосарабамии.

Активную роль в экономической, политической и культурной жизни Аль-Андалуза играли евреи. Суровые притеснения со стороны готских королей побудили их к сотрудничеству с арабами. Евреи жили в городах своими общинами, пользовались правом самоуправления, в которое арабы не вмешивались.

Около с середины XI века Фердинанд Кастильский отнял у арабов часть древней Лузитании до реки Мондего и города Коимбры. С этого времени Лузитания стала называться Португалией и началась ее самостоятельная история. В 1128 году Графиня Тереза Португальская решила передать тамплиерам замок Сюр, на границе Португалии с мусульманами для создания опорного пункта для борьбы с неверными. В 1147 году португальцы отняли у арабов Лиссабон, а затем раздвинули границы страны до реки Гвадианы. В 1179 году независимость Португалии была признана римским Папой, а королевство было взято под покровительство папского престола. В течение двух последующих столетий португальские короли вели войны с арабами, закончившиеся оформлением в конце XIII века современных границ Португалии.

Всю дальнейшую историю Португалии можно связать с рыцарями Ордена Тамплиеров и их последователями. Часть рыцарей на кораблях из порта Ла-Рошель удалось покинуть Францию и прибыть в Португалию, где они присутствовали и до разгрома Ордена. Задолго до этого события тамплиеры не раз участвовали в королевских походах против мусульман на стороне Португалии, за что Афонсу I Великий, первый король Португалии, пожаловал им в 1144 году замок Соуре. Тамплиеры в 1160 году заложили замок Томар, который стал в Португалии главной резиденцией Ордена.

Постепенно замок превратился в город, который находится примерно в 145 километрах к северо-востоку от Лиссабона. Он известен не только по остаткам крепости тамплиеров и монастыря, но также здесь находится старейшая португальская синагога. Происхождение еврейской общины в этом городе берет свое начало в четырнадцатом веке, когда евреи поселились в этом месте и находились на службе у тамплиеров. Евреи составляли от тридцати до сорока процентов от общего числа жителей Томара. Тамплиеры, как и другие духовно-рыцарские Ордена в более поздний период, кроме Томара построили в Португалии еще около ста замков. Список их можно посмотреть, перейдя по ссылке 4 в списке литературы к этой главе.

Кроме Португалии рыцари рассеялись и по всей Европе, и в том числе пришли в Шотландию, Испанию, Италию в три ее основные торговые центры, как то, Венеция, Генуя и Сицилия. Эти вопросы будут рассмотрены в соответствующих главах. Но главная причина, по которой рыцари Ордена тамплиеров обосновались в Португалии заключается в том, что в то время шла многолетняя борьба между римской католической церковью и Королями Португалии за «владение» рыцарскими Орденами и Орден Тамплиеров грамотно сыграл на этом противоречии.

Одним из выдающихся Великих магистров Ордена Храма в Португалии стал принц Энрике Мореплаватель, который известен как исследователь берегов Африки, знаток навигации и морской войны. Именно он заложил основы португальских «великих географических открытий», стимулировал развитие товарно-денежных отношений на полуострове. Уже в 1415 году португальские войска высадились на Североафриканском побережье и без особых усилий взяли марокканский город Сеуту. Это был первый шаг в заморской экспансии Португалии.

Энрике Мореплаватель в сороковые годы XV века одну за другой отправлял в Атлантику экспедиции, хотя сам в них уже не принимал участия. Эти походы открыли для Португалии Азорские острова, и Энрике утвердился на них как полноправный владелец. По его инициативе в 1443 году была введена монополия на торговлю с заморскими территориями и с этого времени только королевская власть могла контролировать эти торговые связи.

В 1419 году принц Энрике отправил экспедицию Полестрельо, вместе с моряками-тамплиерами Тристаном Вас Тейхейрой и Жоаном Гонсалвесом Сарко, завоевывать архипелаг Мадейра. По результатам экспедиции три рыцаря получили в награду титулы капитанов и положение наследных губернаторов островов. Семье Полестрельо досталось управление островом Порто-Санто.

Колонисты, привезенные Полестрельо, попробовали посадить сахарный тростник на Мадейре и достигли таких успехов, что вскоре начали экспортировать его во Фландрию, Англию и Венецию. Именно торговля сахаром стимулировала развитие работорговли в этом регионе, чем и занялись «португальские» тамплиеры. Это были рабы не только с африканского континента, но из Шотландии.

В союзе с Энрике тамплиеры начинали выполнять функции «династических отношений» в новых экономических условиях для борьбы за рынки сбыта. Именно тамплиеры способствовали превращению феодалов в аристократов. Работорговля стала принимать значительные обороты и в 1452 году Папа римский Николай V своей буллой санкционировал захват португальцами африканских земель и обращение их жителей в рабов.

Итак, можно констатировать, что часть тамплиерских денег так или иначе попала в руке Энрике, который их с лихвой вернул на торговле сахаром и рабами. Скорее всего Энрике «обошел вниманием» папский престол, что и явилось причиной того, что в 1436 году Канарские острова были признаны Папой Евгением IV законным владением Кастилии, что лишило Португалию права претендовать на них. Энрике, судя по всему так увлекся сахаром, что забросил все морские экспедиции, что свидетельствует о том, что на момент его смерти в 1460 году португальцы даже не пересекли экватора, достигнув к тому времени лишь побережья Сьерра-Леоне и открыв ряд островов в Атлантическом океане.

И только в 1482-1486 годах португальский мореплаватель Диогу Кан открыл большой отрезок африканского берега к югу от экватора и в том числе устье реки Конго. Он своими плаваниями вдоль западного побережья Африки проложил дорогу Бартоломеу Диашу и Васко да Гаме для исследования восточного побережья Африки и западного берега Индии. Позже были открыты острова Сан-Томе и Принсипи, находящиеся рядом с современным Габоном.

В 1486 году Бартоломеу Диаш достиг и обогнул южную оконечность Африканского континента. Через два года, в 1438 году Васку да Гама приплыл в Индию, а Педро Алвариш Кабрал в 1500 году открыл для португальцев Бразилию. Корабли португальских купцов начали активно бороздить моря, осуществляли транзитную торговлю, связывая мусульманский мир Северной Африки, Индию и Бразилию с европейскими странами.

Понятие «Индия» португальцы в XVI веке присвоили не только полуострову Индостан, но и всему восточному миру, простирающемуся от мыса Доброй Надежды до Японии и островов Тихого океана. На всем этом огромном пространстве португальцы основали свои поселения. И уже в 1505 году королем Португалии Мануэлом была учреждена должность вице-короля Индии. Центром португальской колониальной экспансии на Востоке был город Гоа, захваченный Афонсу ди Албукерки в 1510 году и остававшийся португальским владением вплоть до 1961 года. Было положено начало массовым смешанным бракам «португальцев» с местными женщинами. Уничтожая мужскую часть населения Гоа и окрестных районов, португальцы отдавали вдов убитых индийских мусульман замуж за солдат экспедиционных войск. Отсюда можно сделать вывод, что «португальцы» еще до Колумба применили тактику выжженной земли на всей территории «Индии».

Захватив Молуккские острова, португальцы вышли в Тихий океан, завязали торговлю с Южным Китаем, достигли Японии и Австралии. Главным центром международной торговли в Японии был Нагасаки, который и заложили португальские мореплаватели. В 1557 году они смогли убедить высших чиновников Мин заключить договор о предоставлении Макао статуса официальной португальской торговой колонии. Западная и восточная Африка к тому времени уже была «исследована» португальцами довольно тщательно. В Красном море Португалия продвинулись до самой Персии и установила с ней дипломатические отношения, тем самым овладев практически всей Африкой. Позже вопрос колонизации Африки натолкнулся на сильнейшее противодействие со стороны Англии.

Однако отсутствие развития промышленного производства на всей территории Португалии привело к тому, что огромные богатства колоний, которые стали поступать в страну, не смогли найти себе достойного вложения. Прибрежные свободные жители фактически жили от корабля до корабля. Расширение морских завоеваний стимулировало лишь кораблестроение и отвлекало значительную часть мужского населения от других видов производительного труда. Требовались значительные суммы денег на охрану своих колониальных владений как на море, так и на суше. Отсутствие пеших солдат стало причиной довольно частого проигрыша португальцами сухопутных походов.

Не следует сбрасывать со щитов и тот факт, что смертность в море была также крайне высока и составляла не менее пятидесяти процентов численного состава моряков. Эти потери в то время считались вполне приемлемыми. Зачастую они доходили до восьмидесяти и более процентов.

В области же кораблестроения Португалия стояла на передовых позициях. Большим технологическим скачком, позволившим далеко и надолго уходить от родных берегов стало появление в середине XV века такого типа судна как каравелла. Еще одним достижением стало использование португальцами таблицы небесных координат Солнца, Луны, планет и других астрономических объектов. Эти таблицы произвели революцию в навигации, позволив рассчитывать широту. Точный же расчет долготы еще несколько столетий был недоступен для мореплавателей.

Следующим шагом в развитии конструктивных особенностей кораблей стал Каракк, который в XVI веке вытеснил галеон. Благодаря этим достижениям в развитии кораблестроения стал возможен поход Фернана Магеллана вокруг земли.

Как уже отмечалось, основными «исследователями заморских территорий» были весьма квалифицированные тамплиерские мореходы, которые преследовали свои корыстные цели, весьма далекие от великих географических открытий. Именно они стимулировали развитие товарно-денежных отношений, вывозя из завоеванных ими земель награбленное серебро и золото, драгоценные камни, пряности, рабов, сельскохозяйственные культуры, завозя на завоеванные ими территории болезни, террор, огнестрельное оружие, «красные тряпочки» и все остальное по списку.

Колониальные власти принуждали местных жителей работать на серебряных рудниках и плантациях, не обращая внимания на запустение полей, голод и эпидемии, которые уносили миллионы жизней. Везде, где побывали тамплиеры и их последователи, местное население уменьшалось с ураганной скоростью. Особенно усердствовал в направлении уничтожения местного населения сын португальского рыцаря и сам впоследствии рыцарь Ордена Сантьяго, Васко да Гама.

Васко да Гама был крайне амбициозен и потребовал от короля должности сеньора города Синиша. Король не пошел на поводу мореплавателя, хотя и присвоил ему титул «Адмирала Индийского океана». Причиной отказа стало возражение католического населения города. Не успокоившись и окончательно разругавшись с Орденом Сантьяго, резиденция которого располагалась в этом городе, в 1507 году Васко да Гама вышел из ордена Сантьяго и присоединился к его конкуренту, вступив в Орден Христа, который и был сформирован на базе беглых тамплиеров.

В своем втором походе в Индию с 1502 по 1503 годы Васко да Гама покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Именно со второго похода начинаются его зверства по отношению к местному населению. Так, он приказал сжечь арабское судно со всеми пассажирами-паломниками у Малабарского берега. Очевидец описывал ситуацию: «Мавры плавали вокруг, а наши преследовали их на шлюпках и убивали копьями». Далее Васко да Гамма на своих кораблях захватил стоявшие в порту суда и обстрелял город, превратив его в развалины. Он приказал повесить на мачтах захваченных индийцев, отправил на берег отрубленные у несчастных руки, ноги и головы, а тела выбросил за борт, чтобы их вынесло на берег.

У индусов он отрубил руки и отрезал уши, связал их в группы, и чтобы они не смогли развязаться зубами приказал выбить им зубы клепками от бочек. Их тела в количестве превышающем восемьсот человек, он приказал навалить кучей на корабль и, подняв паруса, пустить его по ветру к берегу, обстреливая его как мишень. Небольшой корабль, где был жрец и собраны все уши и руки, он тоже приказал послать под парусами к берегу.

Когда Васко да Гаме попали в руки несколько индийцев, он решил использовать их в качестве живых мишеней в стрельбе из арбалетов, для чего приказал развесить пленных на реях головами вниз. Когда к нему подбежал один из офицеров и сказал, что эти люди не только не мавры, но даже и не индусы, а те самые местные христиане, которых столь упорно разыскивали португальцы, Васко да Гама велел позвать священника и перед смертью христиан исповедали. Когда каликутский заморин направил послов в город Кочин, чтобы открыть глаза союзнику португальцев на их дела, португальцы послов перехватили, отрезали им уши и носы, и на их место пришили собачьи и в таком виде вернули послов обратно.

Все эти зверства были направлены не только на устрашение местного населения с целью добиться покорности в деле грабежа захваченных территорий, но и доставляли «живое возбуждение» от проделанного. Таких примеров ничем не объяснимого садизма приведено будет в достаточном количестве. Хотя, конечно же, в какой-то мере садизм этот может быть объяснен «очисткой территории» для завоевания жизненного пространства богоизбранным народом и построения «Храма Соломона». «Гонцы» этого народа были посланы по всему миру в поисках наиболее приспособленных мест для своего проживания. И вся эта «процедура» происходила под общим названием «великие географические открытия», которую и придумали «образованные люди» для вуалирования своих целей.

 

Инквизиция и ее предпосылки

 

Португалия была страной с сильными католическими верованиями, и короли не допускали кровавых наветов, хотя весь Пиренейский полуостров был населен в значительной степени евреями. Евреям, проживавшим на полуострове, дали название «сефарды» от еврейского слова Сфарад, что означало Испания. Ко времени создания независимого португальского королевства в 1139 году евреи жили повсеместно, встречались деревни и местечки, практически сплошь заселенные евреями. Вплоть до XIV века португальские короли отвергали требования католической церкви удалить евреев с государственных должностей, принудить их носить отличительный знак и платить церковную десятину.

Во главе португальских евреев стоял главный раввин, назначавшийся королем. У него была своя печать, он объявлял в общинах выборы раввинов, утверждал результаты голосования, определял размеры налога, который должны были платить отдельные общины, и проверял их финансовую отчетность. Еврейские представители занимали ключевые позиции в экономике страны, и в частности, в торговле и сфере финансов, при королевском дворе евреи занимали должности казначея и лейб-медика.

На исходе Средневековья сложился триумвират в управлении страной. Это были король, дворянство и кортесы. Кортесы представляли из себя выборный орган, своего рода парламент, включающий представителей горожан и духовенства. Из всех трех сил кортесы были самой антисемитской силой. Горожане видели в еврейских торговцах своих непосредственных конкурентов по бизнесу. Претензии католического духовенства, поддерживаемые Ватиканом, носили религиозный характер, но имели тот же самый вектор. Эти две группы населения оказывали значительное давление на короля Португалии.

На низовом уровне противоречия между евреями и местным населением нарастали с каждым годом и в 1449 году так называемая чернь атаковала один из жудиариас Лиссабона. Далее собрания кортесов в Сантареме в 1451 году, в Лиссабоне в 1455 году, в Коимбре в 1473 году и в Эворе в 1481 году потребовали ограничительных мер против евреев. В основе этих мер лежал социальный конфликт между преимущественно крестьянским коренным населением и еврейскими общинами, активно занимающимися торговлей и ростовщичеством. Через ростовщический процент евреи захватывали христианское имущество и проникали в сферы административного и финансового управления страной. Наряду с вышесказанной морской составляющей это стало еще одним рычагом «мирного освобождения» крестьян от их собственности.

Бездействие властей по вопросу ограничения еврейского влияния привело в 1482 году к еще одному еврейскому погрому, а в 1492 году началось изгнание иудеев из Испании и десятки тысяч из них бежали в Португалию. Король Жуан II открыл португальскую границу всем испанским евреям на восьмимесячное пребывание в стране за определенный денежный взнос. Около восьмидесяти тысяч испанских евреев осело в Португалии, шестистам богатых семейств удалось за значительные суммы денег получить от короны разрешение остаться на постоянное жительство.

Появление испанских евреев в Португалии вызвало сильнейшее недовольство кортесов, получивших неожиданную поддержку также и со стороны местных евреев, опасавшихся, что, наплыв новичков приведет к потрясениям в общинных структурах и к конкуренции в социальной иерархии.

Одни требовали высылки евреев, другие требовали установления инквизиции по образу и подобию испанской. Когда льготный срок пребывания испанских иудеев в Португалии истек, многие из тех, кто не успел уехать, были проданы в рабство, часть из них были высланы на африканский остров Сан-Томе, где большинство из них погибло.

В 1496 году новый португальский король, Мануэл I, запретил исповедание иудаизма, приказал закрыть синагоги, сжечь иудейские молитвенники, а иудеям принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. Он приказал отобрать у еврейских семей всех детей до четырнадцати лет, крестить их и передать на воспитание в христианские семьи. Те евреи, что хотели сохранить свое потомство, должны были сменить веру. Часть еврейских семей предпочли убить своих детей, а затем и себя, нежели покориться такой судьбе.

В мае 1504 году погрому подверглись новые христиане Лиссабона, в апреле 1505 года новые христиане Эворы. Причиной погрома в Лиссабоне в 1505 году стала эпидемия чумы и неурожай, который вызвал голод. В следующем году в Лиссабоне было убито еще 2000 евреев. В связи с большим количеством подобных акций Мануэль I указом от 1 марта 1507 года позволил насильственно крещенным евреям покидать страну и даже вывозить имущество, что ранее было запрещено. Новые христиане покинули Португалию и направились в Османскую империю, Нидерланды, Марокко, Северную Италию и другие страны, где вернулись к иудаизму. Бегство евреев из Португалии продолжалось до начала XVII века.

Оставшиеся в Португалии мараны исполняли весь внешний ритуал католической религии. Их рождения, браки, смерти вносились в записи католической церкви, которая исполняла над ними христианские таинства крещения, брака, причащения. Многие из них даже вступали в монашеские ордена и становились священниками. Однако, нельзя забывать тот факт, что покинуть иудаизм невозможно, как это и было описано в первой главе. Мараны продолжали его тайно исповедовать, что во многих случаях и являлось причиной их травли. Проверить их истинную веру не составляло никакого труда. Одними из самых простых были запрет на любые работы по субботам, хранение дома Торы и так далее.

В 1525 году двое марранов убили другого марана Энрике Нуньеса, который проник по заданию короля в среду новых христиан Лиссабона с целью составления списка тайных приверженцев иудаизма. Эти события вызвали в ряде мест нападения на новых христиан, переросшие на Азорских островах и острове Мадейра в резню.

Все вышеперечисленные события в конечном счете привели в Португалии к утверждению инквизиции в 1536 году. Основанием утверждения инквизиции послужила просьба короля Португалии Жуана III, а уже в сентябре 1540 года Португалия провела в Лиссабоне первое аутодафе. Не ограниваясь аутодафе, в 1629 году Филипп IV, изгнал евреев из своих владений. Инквизиция в Португалии заняла довольно продолжительный период и последнее аутодафе, в котором фигурировали «тайные евреи», произошло в 1765 году. Формально же инквизиция в Португалии была упразднена лишь в марте 1821 года.

Мероприятия, касающиеся инквизиции, да и всего государственного управления в это время проходили при непосредственном испанском влиянии, поскольку с 1581 до 1640 года Португалия находилась под испанским владычеством. Однако, следует констатировать тот факт, что и после восстановления независимости Португалии, новые христиане подвергались дискриминации и преследованиям. Им запрещалось занимать многие государственные и церковные должности, проживать в некоторых городах, вступать в религиозные братства и рыцарские Ордена.

Деятельность португальской инквизиции в ее самый разгар распространилась и на заморские владения. В 1713 году тридцать восемь новых христиан, которые бежали из Португалии в Бразилию, были отправлены обратно из Рио-де-Жанейро, где получили различные наказания, вплоть до сожжения на костре.

Однако, следует отметить и «упорство» евреев Португалии. Несмотря на Реконкисту английская масонская ложа была основана в Лиссабоне в 1735 году, но уже в 1743 году она была арестована по королевскому указу. В 1761 году масонство оживилось, но снова угасло в 1777 году. Частично и вяло ложи продолжали существовать в Лиссабоне, Коимбре и Опорто. Поскольку инквизиция была слаба в море, то масоны изобрели новую форму существования масонских лож, а именно на кораблях. Так, Ложа Возрождения в 1797 году была устроена на борту фрегата «Феникс» и вскоре после этого на кораблях создали еще пять лож. Затем высшую власть доверили комитету, состоявшему из шести делегатов, которые расширили масонское влияние уже на всю территорию Португалии.

Для справки: реконкиста представляет из себя длительный процесс освобождения пиренейскими христианами, в основном испанцами и португальцами, земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами, а вместе с ними и евреями. Во время Крестовых походов борьба против мавров и евреев воспринималась как борьба за весь христианский мир. Завершилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя и основную часть еврейского населения с Пиренейского полуострова.

«Не успокоившись на достигнутом» масоны в 1800-1805 годах учредили Объединенную Великую Ложу Португалии. Во времена французского вторжения сообщество ослабло, но потом вновь возродилось.

Однако католическая церковь жестко преследовала масонские ложи, основными годами преследования стали 1810, 1821 и 1823 годы. В 1823 году масонство было запрещено в Португалии полностью на законодательном уровне, но продолжило свою деятельность тайно. В 1834 году масоны вновь подверглись жестоким преследованиям.

Однако масонской «целеустремленности» стоит только позавидовать. Уже в 1848 году на территории Португалии было зафиксировано три Великие Ложи, Великий Восток и Ирландская Провинциальная Великая Ложа. В 1869 году все национальные масонские организации соединились и образовали Объединенную Великую Восточную Ложу Лузитании. К ней в 1872 году присоединились четыре ирландские ложи, ставшие затем именоваться Провинциальными и превратившиеся в Единую Ложу «Возрожденная Ирландия».

Спустя одиннадцать лет, в 1883 году, произошел раскол и была учреждена Новая Великая Ложа. В 1892 году от Объединенной Великой Ложи отделились «Возрожденная Ирландия» и «Работа и Труд» под предлогом, что та отошла от основных принципов франкмасонства, основав «Великую Ложу Португалии». Однако в последних справочниках (до 1920 года) указывается только Объединенная Великая Восточная Ложа Лузитании.

 

Выводы

 

Реконкиста в Португалии не позволила еврейскому тамплиерскому капиталу развернуться в полную силу. Португальцам и испанцам удалось выдержать ту тонкую грань, когда евреи из прогрессивного элемента на первом этапе развития товарно-денежных отношений превращаются в коррупционную составляющую, которая становится разлагающим и закабаляющим элементом любой страны их проживания.

Вся история иудейского народа независимо от страны проживания и «теория», которая была рассмотрена в первой главе показывает, что еврей не может отречься от своей веры внутренне. Это отречение происходит только на «внешнем» уровне, если можно так выразиться. При первой же возможности, при ослаблении религиозного давления на него, он моментально забывает все те обязательства, которые дал христианской церкви и возвращается к иудейскому вероисповеданию.

Их компактное проживание приводит к потере связи с идеалами коренного населения, с основами местной нравственности и культуры, что в свою очередь всегда являлось причиной стихийных погромов и поголовных их выселений практически из всех европейских стран, которые я рассмотрю в этой работе. Смотри Приложение 5.

Гонение на евреев отвлекало значительные силы и от экономического развития самих этих стран, и от выработки адекватных моделей развития государственной экономической политики для сохранения конкурентоспособности на мировых товарных рынках.

В заключении стоит констатировать тот факт, что, если на поверхности лежит фальсификация евреями товаров и продуктов, ростовщичество и обман, то гораздо труднее распознать фальсификацию моральных устоев, христианской веры путем «выдумывания» всяких еретических, с точки зрения христианских теорий и верований, постепенно заменяя христианские устои поддельным. Рассмотрение всех последующих глав будет построено именно на этом постулате.

Следует позавидовать упорству масонов Португалии в борьбе с христианскими идеалами. Ценой своей смерти, притеснений и изгнаний они, тем не менее, не на йоту не отошли от своих базовых принципов.

Данная глава является совсем короткой по причине сильных моральных католических устоев в Португалии, народу которой с успехом удавалось преодолевать все поползновения на христианство и с успехом отражать проникновение евреев в высшие эшелоны финансовой власти вплоть до середины XX века.

 

Литература

 

  1. https://toldot.ru/cycles/cycles_125.html
  2. http://universalinternetlibrary.ru/book/29141/ogl.shtml
  3. https://dona-anna.livejournal.com/729879.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8
  5. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=474250