1.3.1. Причины создания рыцарских орденов

1.3.1. Причины создания рыцарских орденов

Рыцарские ордена создавались с благословения Папы Римского и королями разных стран и практически все они лежали в плоскости католической веры. Однако один из этих орденов, и следует признать один из самых ярких, трансформировался со временем в плоскость товарно-денежных отношений, фактически презрев первоначальные цели создания этого военизированного формирования. Речь идет об Ордене Тамплиеров, который уже в то далекое время воплотил на практике идею Соединенных Штатов Европы, которая, исходя из первых глав данной книги, лежит в основе масонских идей как базовая теория на пути к мировому господству. Эта же идея ставилась и в Латинской Америке несколько столетий спустя, но также потерпела поражение, но уже совсем по другим причинам.

Итак, рыцарские ордена: всего во всемирной истории насчитывалось около 19 крупных рыцарских орденов и бесчисленное количество мелких, которые иногда, даже и не прошли до конца процесс формирования. Подобные мелкие ордена будут упомянуты лишь для выявления тенденций, характерных для того периода развития истории.

Катализатором формирования средневековых первоначально монашеских формирований послужил раскол христианской церкви, который, надо констатировать, не преодолен до настоящего времени, несмотря на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором. Главной причиной разделения христианской церкви 1054 года выступает политическая, а не религиозная причина. Римская империя к тому времени составляла две независимые части. Первая часть обозначалась как Восточная часть империи и носила название Византия, которой правил кесарь, чей престол и административный центр располагался в Константинополе. Император был и главой церкви.

Вторая часть империи обозначалась как Западная империя, которой правил епископ Рима, также сосредоточивший в своих руках как светскую, так и духовную ветви власти. Вскоре между ними возникли споры и конфликты, выразившиеся в ряде церковных претензий друг к другу.

Католическая часть Римской Империи начала формирование военизированных формирований под благородным предлогом для защиты паломников, которые шли поклониться христианским святыням на Ближнем Востоке. Для маскировки своих целей Католическая церковь с помощью «крестоносцев» создавала обычные «больницы» или госпитали для лечения и предоставления убежища паломникам. Затем «медицинские работники» перерождались в рыцарей и этой организации присваивался уже военный статус. Начиналось «полноценное» распространение католической веры в захватываемых землях для чего по всей территории пребывания строились многочисленные замки. Цель этого явления будет рассмотрена в следующей главе.

Первый крестовый поход этих военизированных формирований, датированный 1096-1099 годами явился этапом дальнейшего ухудшения взаимоотношений двух ветвей христианской церкви. Предводитель крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию и изгнал греческого патриарха. Далее, захватив Иерусалим, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Таким образом было положено основание расколу.

Уже в те далекие времена, по дороге на Ближний Восток крестоносцы громили евреев и принуждали их насильственно креститься. 15 июля 1099 года, крестоносцы штурмом взяли Иерусалим и утопили его в крови. Город был зачищен от мусульман и иудеев полностью. Далее они заняли всю Палестину, а также Ливан, Иорданию, значительную часть Сирии и некоторую часть Турции, образовав на этих территориях Королевство Иерусалимское, Княжество Антиохийское, Графства Триполийское и Эдесское.

Именно в этот период во многие европейские языки вошло слово «ассасин», которое приобрело значение «наемный убийца», поскольку основной силой крестоносцев первого похода были обычные уголовники, целью которых было мародерство. За этот поход, Папа обещал участникам прощение грехов, и этот поход стал единственным полностью успешным для крестоносцев, все остальные восемь крестовых походов были в той или иной степени провальными.

В заключении маленького введения, прежде чем перейти к рассмотрению каждого рыцарского ордена в отдельности хочу отметить, что в этот исторический период первых крестовых походов рыцари еще были «свободны» от проникновения масонов с их товарно-денежными отношениями в рыцарские структуры, иначе бы масоны не позволили уничтожать еврейское население на всем пути к Земле Обетованной. Это положение имеет очень важное как теоретическое, так и практическое значение, которое будет детализировано при рассмотрении истории Ордена Тамплиеров.

 

История Госпитальеров (Мальтийского Ордена)

 

Рассмотрение Рыцарских орденов начнем с Мальтийского ордена, поскольку он один из немногих сохранил свое «официальное» значение по настоящее время и, мало этого, имеет значительное влияние на мировую политику. Сегодня Орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы, позиционирует себя как государство, выдает собственные паспорта и имеет дипломатические отношения с более чем сотней государств, в которых имеет свои посольства.

Орден госпитальеров является основателем ряда закрытых финансово-политических институтов, таких как Тайный Бильдербергский клуб, Rotary International, который, в свою очередь, имеет более 32000 клубов в 200 странах мира, Malteser International, действующий в 30 странах Африки, Азии, Европы и Америки. На сегодняшний день Мальтийский Орден является вотчиной Рокфеллеров.

От Российской Федерации в разные годы заседания Бильдерберского клуба посещали Григорий Явлинский, Лилия Шевцова, Анатолий Чубайс, Алексей Мордашов, Сергей Гуриев.

Средний бюджет Ордена составляет 200 млн евро в год. Содержание центральной администрации Ордена финансируется за счет собственных доходов. Работа по всему миру оплачивается из прочих внешних источников.

А теперь перейдем к истории формирования Ордена. История Мальтийского Ордена берет свое начало в 1070 году, когда он был основан купцом Мауро из Амальфи на основе дома для странников и паломников. К 1113 году Папа пожаловал госпиталю звание духовно-рыцарского ордена, символом которого стал белый крест с восемью концами.

Рыцари Ордена принимали активное участие в войнах и крестовых походах, но после изгнания христиан со Святой земли мусульманами, Орден в начале четырнадцатого века обосновался сначала на Кипре, затем переехал на Родос и обитал там до середины шестнадцатого столетия. Далее, Орден поселился на острове Мальта, откуда и берет свое название. После кончины Ордена Тамплиеров в 1312 году значительная часть имущества и земель Тамплиеров в той или иной форме перешли к Ордену Госпитальеров.

В конце XVII века Орден стал независимой державой с собственным флотом. На Мальте была учреждена лучшая в мире морская академия, успешно функционировали публичные школы, работала крупнейшая в Европе библиотека, в которой насчитывалось более 900 тысяч книг и рукописей. Многие правители отправляли на Мальту своих сыновей проходить курс обучения.

На острове Госпитальеры основали Медицинский университет и анатомическую школу, активно вкладывали силы и средства в развитие фармакологического производства. Именно здесь впервые начали лечение душевнобольных и изучали анатомию.

Вплоть до конца XVIII века флот Госпитальеров контролировал все Средиземное море. Одним из их видов бизнеса наряду с пиратством была поимка купцов-евреев с целью получения выкупа или их продажи в рабство арабам. Ситуация захвата заложников была столь обыденной, что еврейское купечество организовало в Венеции, «страховое общество» для выкупа соплеменников по вере. Агентство держало своего агента и на Мальте для отслеживания и, по возможности, быстрейшего выкупа пленников. Этот бизнес просуществовал почти 300 лет и был уничтожен только в XIX веке Наполеоном.

На небольшой исторический период рыцари Ордена дотянулись и до Карибского бассейна и захватил там ряд островов, однако в 1665 году эти владения пришлось продать Французской Вест-Индской Компании.

Начиная со второй половины XVII века начинается закат мальтийского флота. Обусловлено это было тем, что бывшие пираты перешли на службу регулярных военно-морских сил прибрежных государств и остров Мальта стал большим соблазном для флотов Франции, Италии, Испании. В рассвет своего влияния Наполеон захватил стратегически важный остров и пытался вывезти с него все ценное, в том числе и библиотеку, которая в результате шторма затонула вместе с судном вблизи Египта.

На острове не жаловали тайные общества всех мастей и уже в 1740 году масонство на острове Мальта было запрещено. Частично верхушка Ордена переместилась в Россию под крыло Павла I. Кроме Павла I орден «почитал» и светлейший князь Г.Потемкин, поскольку один из руководителей Ордена граф Литта был женат на его племяннице. Поместья ее нового мужа в Италии были конфискованы французами, поэтому все его финансовые интересы сосредоточились в России.

В декабре 1798 года на своем собрании в Петербурге члены ордена сместили прежнего магистра и на его место избрали семьдесят второго великого магистра Мальтийского ордена, российского императора Павла I.

Павел I изъявил желание, чтобы все офицеры российского полка кавалергардов были мальтийскими рыцарями. Однако, Ватикан не признал православного монарха в качестве главы Мальтийского ордена, да и православные российские офицеры не могли стать рыцарями католического ордена, хотя Павел I и благоволил этому католическому ордену.

В Гатчине в загородной императорской резиденции на берегу Черного озера Всероссийский император Павел I построил дом для Великого Магистра Ордена принца Конде, который в нем и скрывался. 10 марта 1810 года Главное Приорство Мальтийского Ордена в России было лишено финансовой поддержки государства, а 2 декабря 1811 года было объявлено о прекращении деятельности Ордена на территории Российской империи. С 1 февраля 1817 года российским подданным было запрещено вступать в Орден, а в 1834 году Мальтийский Орден переехал в Рим, где и находится до сих пор.

После смерти Павла I, его старший сын Александр I отклонил честь принять звание Великого магистра Ордена и отменил изображение восьмиконечного мальтийского креста на российском государственном гербе. Можно только «догадываться» что повлияло на это решения Императора. Разобравшись в ситуации Александр I все же пришел к мысли о разрушительной функции масонства и уже в 1822 году масонство в России было официально запрещено и, хотя оно продолжало тайно существовать, но никаких очевидных признаков его деятельности не наблюдалось вплоть до конца XIX века. Этот вопрос будет рассмотрен в соответствующей главе данной работы.

 

Тевтонский Орден

 

Тевтонский Орден являлся немецким рыцарским военизированным формированием, который был образован 19 ноября 1190 года, после того как германский император Фридрих Барбаросса с собранной им армией принял участие в Третьем крестовом походе и 29 августа 1189 году начал осаду сирийской крепости Акко.

19 февраля 1199 году Папа закрепил за Орденом статус военно-монашеского Ордена, его символом был утвержден черный крест, нанесенный на белый плащ. Позже форма креста была сохранена фашистами в качестве высшей награды Третьего Рейха.

После неудачных попыток закрепиться на Ближнем Востоке Тевтонский Орден в 1212-1220 годах под напором арабских армий был перемещен из Израиля в Германию, в город Эшенбах, который расположен в Баварии. Венгерский король Андраш II обратился за помощью к Тевтонскому Ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие рыцари получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании.

В 1217 году Князь Польши, Конрад Мазовецкий, попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. В 1232 году у реки Висла, была сооружена первая тевтонская крепость Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Европы Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга, Кенигсберг, Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау.

Далее немецкий Орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск и город Псков. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. В 1234 году Тевтонский Орден получил от Папы Пруссию в вечное владение за обязательство платить дань. Девизом Ордена стал «Натиск на Восток». В решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере Александр Невский вернул Руси Псков. Войска тевтонцев были разбиты, что и заставило Орден, оставить русские земли.

Литовцы же оставались язычниками и папская власть не собиралась с этим мириться. В 1260 году состоялась битва с Тевтонским орденом при озере Дурбе (Курляндия) в которой победу одержали литовцы. Победа позволила Миндовгу, королю Литвы с 1253 года, основателю первой династии литовских князей, разорвать мир с Папой Римским, и начать боевые действия против польских католиков. В битве при Пловцах с Тевтонским Орденом в 1331 году Княжество Литовское в очередной раз одержало победу.

В 1383 рыцари Тевтонского Ордена взяли Тракай и сожгли Вильнюс. В этих условиях Великий князь Литовский Ягайло вынужден был искать поддержки у Польши. И в 1385 году в Краковском замке между Великим княжеством Литовским и польским государством была заключена династическая уния. В следующем году Ягайло принял католическое крещение, получил имя Владислав, женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем, основателем Ягеллонской династии, которая правила Польшей и Литвой свыше 200 лет.

Могущество Тевтонского Ордена простиралось не только в Северной Европе, но и уходило далеко на Юг. Так, по четыре крепости были построены рыцарями Ордена на Сицилии и в Греции, более десятка крепостей по всей Италии.

Тевтонский Орден, начиная с 1226 года стал чеканить собственные деньги с изображением Тевтонского щита. Первыми монетами стали серебряные денарии. Их в Пруссии называли пфеннигами. Чуть позднее начали чеканить серебряный шиллинг. Это способствовало ускорению товарооборота, поскольку через порт Пиллау проходило огромное количество морских судов.

Польско-Литовское войско поставило окончательную точку в существовании тевтонцев в Грюндвальдской битве 15 июля 1410 года. Орден фактически прекратил свое существование. Восстановление Тевтонского ордена произошло лишь в 1834 году при содействии австрийского императора Франца I. После формального восстановления Орден сосредоточил свои усилия на благотворительности.

Нацисты считали себя продолжателями дела Тевтонского Ордена. Доктрина ордена «Натиск на Восток» была полностью усвоена руководством нацистского режима в Германии. После аншлюса Австрии 6 сентября 1938 года сохранившиеся там владения Ордена были национализированы. То же самое произошло и после захвата Чехословакии.

После окончания второй мировой войны Орден возродился в Германии и Австрии, были возвращены аннексированные нацистами австрийские владения.

 

Ливонский рыцарский Орден, Орден Меченосцев и Добринский рыцарский Орден

 

Ливонский Орден являлся католической и военной организацией немецких рыцарей-крестоносцев, который создал собственное государство в Восточной Прибалтике в XIII-XVI веках. Орден был образован в 1237 году после разгрома Ордена меченосцев в битве при Сауле (1236). Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену и Ливонский орден позже также стал отделением Тевтонского ордена в Лифляндии и Курляндии. Территория Ливонского ордена включала в себя значительную часть латышских и эстонских земель.

Во главе Ливонского ордена стоял пожизненно избираемый магистр с резиденцией в Риге, которую он подчинил себе в 1330 году. Укрепленными замками управляли комтуры и фогты, которые отчитывались перед ежегодными собраниями высших чинов ордена. К концу XIV века при магистре был образован совет из пяти-шести высших чиновников Ордена, определявший его политическую жизнь. Братьев, то есть полноправных членов Ливонского ордена до XVI века насчитывалось 400-500 человек, затем их число сократилось до 120-150. Кроме братьев, в Ливонский орден входили священники, ремесленники и служащие. С конца XIV века использовались также наемные войска. В XIII веке Ливонский орден являлся опорой католической церкви в Восточной Прибалтике. Поражение в Ледовом побоище в 1242 году и в битве при Дурбе в 1260 году остановило продвижение практически всех крестоносцев на восток. Все столкновения проходили не далее Москвы.

Рыцари Ливонского Ордена построил замок Мемель, в 1398 году Литва подписала договор с Ливонским Орденом о разделе Северо-западной Руси. В 1421 году был подписан торговый договор Новгорода с Ливонским Орденом, однако после взаимных претензий в 1444 вспыхнула война Ливонии с Новгородом и Псковом, продолжавшаяся до 1448 года.

В 1500 году был вновь заключен антимосковский договор Литвой и Ливонским орденом. Во время войны с 1501 по 1503 годы Ордена с Московским княжеством, Орден был разгромлен московскими войсками при Гельмеде (ок.Дерпта). К концу 1558 года войска Ивана Грозного захватили восточную и юго-восточную Эстонию взяли город Мариенбург, а затем и ливонскую крепость Вильянди.

В 1561 году Орден распался и на его территории было создано Курляндское герцогство. Ливонский Орден был окончательно ликвидирован 5 марта 1562 года.

На этой же территории существовал еще один Орден под названием Орден Меченосцев, который был немецким рыцарским орденом. Основал Орден в 1202 году монах Теодорих и Орден был официально утвержден католической церковью в 1210 году, главным символом Ордена стал красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.

Орден Меченосцев враждовал с Литвой, на стороне которой часто выступали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы, который закончился полным поражением Ордена и убийством магистра Волгуина фон Намбурга. Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года.

Малоизвестный Добринский рыцарский Орден был основан по инициативе Конрада I Мазовецкого, князя Мазовии, и епископов Пруссии, Куявии и Полоцка ориентировочно с 1222 по 1228 годы для защиты своих владений от набегов пруссов, а также в качестве политического противовеса Тевтонскому Ордену. Добринский Орден просуществовал от пяти до одиннадцати лет и в 1233 году тевтонцы положили конец его существованию.

 

Рыцарские Ордена Пиренейского полуострова

 

В Кастилии в XII веке возникло три ордена: Сантъяго, Калатрава и Алькантара, последний в конце XII века отделился от Калатравы в самостоятельное формирование. Постепенно португальская ветвь Калатравы также приняла автономию, и в XIII веке по отношению к ней чаще можно встретить наименование «Ависский Орден».

Орден Сантьяго являлся испанским, рыцарским орденом, который был образован приблизительно в 1160 году. Главной задачей ордена, заключалась защита паломников, к покоям апостола Иакова. В отличии от других рыцарских сообществ все члены Ордена имели право вступать в брак, благодаря чему Орден Сантьяго был намного крупнее по численности его конкурентов. Орден владел двумя городами, сотней с лишним деревень и пятью монастырями.

Главная резиденция Ордена Сантьяго располагалась в Португалии в Палмеле. Орден сохранял единое управление, и португальские рыцари должны были выполнять распоряжения кастильского магистра. Позже собственность Ордена перешла в подчинение португальской короне во главе которого встал сын короля Жоана Жоан I.

В 1288 году папа Николай IV издал буллу, по которой португальским рыцарям Ордена Сантьяго дозволялось подчиняться провинциальному магистру, выбранному из их числа. Но через семь лет Римским Папой это решение было отменено. Все члены Ордена, получили от папы Иоанна земли и замок Томар. После ликвидации Ордена Тамплиеров вся их собственность на территории Португалии перешла в собственность вновь образованного Ордена Иисуса Христа, центром которого считался замок в Каштру-Марин. Переход ордена Христа от церковного управления к королевскому произошел в 1789 году.

Многие участники Ордена Христа принимали участие в мореплавательных путешествиях, в том числе с Ваской да Гамой. На парусах их кораблей красовалась символика Ордена Тамплиеров, в виде алого креста.

Замок Калатрава в 1143 году был отобран у мавров и передан Ордену Тамплиеров. Позднее тамплиеры, не рассчитывая удержать крепость, вернули ее Санчо III. Король объявил, что отдаст Калатраву тому, кто возьмется защищать ее. Миссию эту взял на себя аббат цистерцианского монастыря св. Марии де Фитей-ра Раймунд, который и заложил основы Ордена. Орден Калатравы являлся первым рыцарским и католическим орденом Испании и уже в 1164 году Орден был официально закреплен Папой Александром III.

Орден Монтегаудио - это еще один испанский, рыцарский орден, который основал граф Родриго Альварес в 1172 году. Альварес одновременно был и членом Ордена Сантьяго. В 1180 году Орден официально признало церковное руководство и Папа Александр III. В 1187 году многие участники Ордена Монтегаудио, приняли участие в кровопролитной схватке при Хаттине с арабскими армиями. Исход поединка закончился полным поражением рыцарей Ордена Монтегаудио, что привело в 1196 году, к его роспуску из-за нехватки рыцарей. Бывшие его участники объединились с тамплиерами и с орденом Калатравы.

Орден Монтесы являлся испанским, рыцарским орденом, был организован в 1317 году в Арагоне для защиты юга страны от мавров. Орден также частично получил собственность Ордена Тамплиеров. В 1400 году произошло слияние с орденом Сан-Хорхе де Альфама, увеличив существующую силу вдвое. В 1587 году королевство Испании подчинило собственность Монтесы и Орден стал зависеть от него. Такое положение продолжилось вплоть до XIX века, пока все владения рыцарского сообщества, не были конфискованы Испанией.

 

Орден Святого Лазаря

 

Орден Святого Лазаря возник в Палестине под влиянием крестоносцев и госпитальеров в 1098 году. Орден принимал участие в военных действиях против арабов в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году. А 17 октября 1244 года Орден проиграл битву в Форбии и был перенесен во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом. В 1517 году произошло объединение Ордена Святого Лазаря с Орденами Святого Маврикия.

 

 

 

 

 

Рыцарские Ордена Венгрии

 

Орден Святого Георгия был создан королем Карлом Робертом в 1326 году. Причиной создания такого Ордена, послужило укрепление позиции короля, которая подвергалась угрозе со стороны венгерской аристократии.

Орден Дракона, еще один венгерский рыцарский Орден был заложен Милошем Обиличем, а позже утвержден королем Сигизмундом I в 1408 году для защиты земель от захватчиков и язычников. Смерть короля Сигизмунда, привела к окончанию существования Ордена Дракона в 1437 году.

 

Орден Подвязки

 

Орден Подвязки являлся одним из самых старых орденов Англии, который был основан королем Эдуардом III 23 апреля 1348 года. Однако информация о нем отсутствует.

 

Орден Святой Марии Вифлеемской

 

Орден Святой Марии Вифлеемской являлся духовным, рыцарским Орденом, созданным Римским папой Пием II 19 января 1459 года. Основная миссия Ордена заключалась в борьбе за освобождение Эгейского побережья христиан от османских турок. На службе Ордена Св. Марии состояло 132 боевых воина. Весь 1459 год его рыцари воевали с османами, а в 1464 году его рыцарям удалось закрепиться на Балканах и в течении двадцати лет удерживать их. В конечном итоге турки изгнали Орден Святой Марии, и все участники сообщества возвратились в Италию. После смерти Диамберто де Аморозо 5 октября 1482 года Орден Святой Марии потерял свою боевую сущность и перестал быть актуальным для всех ее членов.

 

Орден Святого Духа

 

Орден Святого Духа - это духовный орден Франции, который был основан 31 декабря 1578 года королем Генрихом III. Религиозные войны XVI века, заставили его организовать рыцарский Орден для укрепления позиций католичества и королевской власти против протестантизма, для объединения всех церковных сил для борьбы с неверными. Революционные события «неверных» во Франции привели к расформированию ордена Национальным собранием 6 августа 1791 года, когда монархия была поглощена республикой.

 

Апокрифические ордена

 

Как правило, их «учреждали» отдельные авантюристы, которые пытались сыграть на тщеславии дворян, самочинно основывая собственные рыцарские братства. Исходя из этого, все подобные ордена справедливо считаются апокрифическими.

В XVII веке Марино Карачиолли (1624), аристократ-неаполитанец, провозгласил себя наследным Великим Магистром Ордена рыцарей Святого Георгия, который претендовал на то, что ведет начало от Константина Великого. В 1632 году Балтазар Гирон, называвший себя Абиссинцем, прибыл в Европу, в качестве представителя Ордена Святого Антония Эфиопского. Практически сразу же в 1646 году он был разоблачен.

При дворе французского короля Людовика XIV подвязался некий чернокожий, прибывший с Золотого Берега, который выдавал себя за принца, хранящего некую традицию, в которую его посвятил Боссюэ (1686). Ему удалось учредить орден Звезды и Девы Марии.

 

 

 

Орден иезуитов

 

Орден иезуитов не был рыцарским Орденом в прямом понимании этого слова, однако я хотел бы кратко на нем остановится поскольку он будет неоднократно упоминаться на протяжении всего исследования. Его официальные названия следующие: Иезуиты, Общество Иисуса или Орден Святого Игнатия, мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утвержденный Павлом III в 1540 году.

В отличие от рыцарей, ведших боевые действия, члены Ордена иезуитов активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью, они наряду с тремя традиционными обетами, такими как бедности, послушания и целомудрия давали и четвертый обет послушания Папе Римскому в вопросах миссий. Основными принципами построения Ордена были жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению к старшим, абсолютный авторитет главы пожизненно избираемого генерала, подчиненного непосредственно Папе Римскому.

Орден разрешал своим членам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к нему. В ряды Ордена не принимали лиц из числа обращенных еврейских и мусульманских семей. В то же время во время Второй мировой войны бельгийские иезуиты спасли большое количество еврейских детей, пряча их в зданиях, принадлежащих Ордену, и выдавая фиктивные документы о крещении.

Оппозиция католическим монархам Европы Испании, Португалии, Франции вынудила Папу Климента XIV упразднить Орден в 1773 году, он был восстановлено в только 1814 году.

 

 

Доминиканский Орден и Орден Францисканцев

 

Неправильно было бы утверждать, что католическая церковь не заботилась об образовании своих членов и, всевозможные еврейские талмудические школы давали более качественное образование нежели католические «университеты». Для этого следует рассмотреть два католических ордена, которые по внешним признакам не являлись рыцарскими, хотя оказывали значительное влияние на духовное развитие своей паствы. Ордена «Доминиканский орден» (Орден братьев-проповедников) и «Орден францисканцев» являлись католическим Орденами, проповедующими отказ от материальных благ и жизнь во славу Господа Бога. Основаны оба Ордена были примерно в одно и тоже время в XIII столетии.

О популярности этих двух Орденов говорит тот факт, что количество их монастырей уже к 1264 году насчитывалось более восьми тысяч, а количество монахов достигало двухсот тысяч. Однако, к началу XVIII века их число сократилось и составило уже тысяча семьсот монастырей и двадцать пять тысяч братьев. Оба Ордена были наделены Папой Римским кроме образовательных функций еще и функциями инквизиторской деятельности, которую они активно осуществляли в европейских странах на протяжении многих лет.

В каждом из монастырей обучением должен был заниматься преподаватель, благодаря чему братья считались самыми образованными среди монахов. Ордена давали образование всем желающим примкнуть к данным братствам, была создана разветвленная сеть школ нескольких ступеней при монастырях, что позволяло готовить проповедников из своих рядов независимо от университетов. Также существовали школы «средней ступени» для начального и «высшей ступени» для завершения образования. Со временем многие доминиканцы и францисканцы стали преподавателями и философами в учебных заведениях Европы, некоторые возглавляли кафедры богословия в крупнейших университетах Парижа, Праги и Падуи.

Среди славянских народов доминиканцы появились под предводительством Гиацинта Одровонжа, который впоследствии возглавил Польскую провинцию Ордена. Первые монастыри братьев были основаны в Киеве в 1240-е годы, а затем появились в Чехии и Пруссии.

В XX столетии в рядах этих двух Орденов происходила реорганизация: были пересмотрены Конституция и литургическая стороны жизни. На сегодняшний день основной деятельностью этих Орденов остаются миссионерство и проповедование, их монастыри расположены в сорока странах мира, а доминиканец Г.Пир получил в 1958 году Нобелевскую премию за гуманитарную работу, проводимую среди беженцев. На основе современных данным Доминиканский Орден насчитывает около шести тысяч мужчин-монахов и три тысячи семьсот монахинь, а также сорок семь провинций и десять викариатов. [14].

 

Выводы

 

Хронология создания вышеперечисленных Орденов показывает, что страны с сильным католическим влиянием создавали военизированные боевые подразделения с целью расширения своего влияния на близлежащие территории, а также для борьбы с неверными и обращения их в католическую веру. Существовали и, если можно так сказать, «образовательные» Ордена, целью которых была проповедь христианского учения.

Данный раздел представляет собой вступительную часть ко второй части этой главы, а именно для рассмотрения деятельности самого яркого из рыцарских орденов - Ордена Тамплиеров. На истории этого Ордена я остановлюсь подробно, поскольку влияние Ордена Тамплиеров на мировую экономику ощущается и по сегодняшний день.

Сноски к обоим разделам приводятся в конце второго раздела данной главы.