Атеизм французских материалистов.

Атеизм французских материалистов.

АТЕИЗМ ФРАНЦУЗСКИХ МАТЕРИАЛИСТОВ

Боевой, научный характер учения французских материалистов XVIII века ни в какой другой области не сказался, может быть, так ярко, как в критике религии, в борьбе с церковным мракобесием. Французские фило-

[38]

софы сумели сделать далеко идущие атеистические выводы из науки того времени. Они зло высмеивали и бесстрашно бичевали религиозные вымыслы.

У многих товарищей, изучающих французскую философию XVIII века, может возникнуть вопрос: почему идеологи французской буржуазии той эпохи выступили отважными борцами с религией, когда известно, что религия всегда защищалась эксплуататорскими классами? Ответ на этот вопрос может быть только один: в условиях Франции XVIII столетия религия являлась орудием старых феодальных сил, боровшихся против науки, прогресса, против победы буржуазного общественного строя. Религия была на службе у реакции, препятствовавшей развитию нового буржуазного общества и его идеологии. Достаточно сказать, что во Франции духовенству принадлежала в то время  ¼ всех земель. Больше 100 тыс. служителей культа обирали, грабили страну, яростно защищая старые порядки и идеи. Вот почему, разоблачая феодальное мракобесие и варварство, выступая за буржуазное устройство государства, французские материалисты не могли пройти мимо такого сильного оружия феодального строя, каким являлась религия. Этим и объясняется, почему свои многочисленные произведения французские материалисты направляли против религии, почему сочинения Гольбаха, Дидро, Ламеттри, Жана Мелье и других могут быть до сих пор использованы в борьбе против религии и современного мракобесия.

С точки зрения французских материалистов, религия имеет два источника своего возникновения: один состоит в том, что люди были невежественны, поэтому поверили в существование потустороннего мира, поверили в бога, чорта и т. п. Другим источником религии являются корыстные политические цели правителей. Философы указывали, что законы государства оказались недостаточными для того, чтобы охранять, поддерживать и освящать пороки правителей. Отсюда законам государства п порокам правителей придается божественный смысл, смысл церковной морали. Дешан писал, что религия создана для того, чтобы порабощать людей. Он говорил, что моральному злу необходимо было придать божественное происхождение, что современное общественное состояние основано на таких же нелепостях, как мнимо божественные законы.

[39]

Блестящая критика религиозных представлений людей дана французским материалистом священником Жаном Мелье в его знаменитой работе «Завещание», разоблачавшей происки духовенства против народа, лживые основы всех религиозных верований.

Но особенно большое значение в критике религии и церкви сыграли атеистические произведения Гольбаха.

Вот, например, некоторые места из книги Гольбаха «Карманное богословие»:

«Монархи! Великие мира сего! Народы! Падите, трепеща, ниц перед вашими священниками; целуйте следы их ног, проникнитесь страхом божиим. Миряне, кто бы вы ни были, ползайте, как гады; перед служителями всевышнего; не подымайте высоко чела перед владыками вашей судьбы; не любопытствуйте заглянуть в святая святых, проникнуть .в великие тайны ваших духовных наставников! Все, что они говорят, — истина; все, что приказывают, — полезно и мудро; все, чего требуют, — справедливо; все, чему учат, — исходит от неба. Было бы величайшим грехом обсуждать их действия... Вот путь к счастью, на который я, во имя отца и сына и святого духа, желаю вам вступить.

Да будет так!».

«Авторитет церкви — заключается в способности служителей бога с помощью тюрем, солдат, костров и тайных приказов об аресте убеждать в правильности своих постановлений, в подлинности своих прав, в мудрости своих мнений».

«Бог — синоним духовенства пли, если угодно, управляющий делами богословия, старший приказчик духовенства, уполномоченный по снабжению святого воинства. Слово божие есть слово священников; царство божие — покойницкая духовенства; воля божия — воля священнослужителей. Оскорбить бога значит оскорбить духовенство. Когда говорят, что бог гневается, это значит, что у священника печень не в порядке. Если на место слова бог поставить слово священники, богословие станет одной из самых несложных наук. Отсюда следует, что на свете нет истинных безбожников, ибо кто, находясь в здравом уме, станет отрицать существование духовенства? Оно слишком хорошо дает себя чувствовать».

«Богородице, дево, радуйся! — элегантный комплимент,

[40]

с которым архангел Гавриил от лица бога-отца обратился к деве Марии, собираясь ее осенить, или же покрыть. Эта дева после своей смерти, или вознесения, чувствует себя в высшей степени польщенной каждый раз, когда ей напоминают об этой веселой авантюре, делающей ей честь».

«Господствующая религия. Это — религия государя, который с помощью сабель и штыков неопровержимо доказывает остальным религиям своей страны, что они заблуждаются, что его духовник прав и что состоящему при его особе совету надлежит устанавливать основы вероучения».

«Дьявол — главный министр небесного двора, рычаг, при помощи которого работает церковь. Бог одним словом мог бы повергнуть его во мрак небытия, но он остерегается это сделать: бог сильно нуждается в нем, так как на его счет он может относить все глупости, в которых могли бы обвинить его самого. Поэтому он оставляет дьявола в покое и терпеливо переносит все его выходки по отношению к своей супруге, к своим детям, к самому себе. Бог не может обойтись без дьявола, богобоязненность часто не что иное как страх перед дьяволом. Не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о боге, ни о его духовенстве» 1

Насколько велико было для политической и научной ЖИЗНИ того времени значение французского материализма — этого боевого направления общественной мысли в XVIII столетии,— можно судить по речи государственного обвинителя в 1770 г. о книге Гольбаха «Система природы»: «...Возникла нечестивая и дерзновенная секта; она украсила свое лжеучение именем философии... Свобода мысли — вот их боевой клич, который раздается от одного края света до другого. Одной рукой они пытаются расшатать трон, другой — разрушить алтари. Их цель — погасить веру... Число их сторонников растет, их учение распространяется. Государства колеблются на своих вековых устоях. Самые сокрушительные свои удары эти новаторы направляют против религии».

Основоположники марксизма-ленинизма высоко ценили

------

1. Гольбах. Карманное богословие, стр. 58-60, 63, 77, 78, 100, 110-111, 1937 г.

[41]

 атеизм французских материалистов, их боевую, талантливую и живо написанную атеистическую литературу. Энгельс отмечал, что принесена была бы большая польза переводом сочинений французских материалистов на разные языки. Ленин, развивая эту мысль Энгельса, в статье «О значении воинствующего материализма» писал: «Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, сухие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фактами, пересказы марксизма, которые преобладают в нашей литературе и которые (нечего греха таить) часто марксизм искажают»  1.

Выдающийся пропагандист марксизма Г. В. Плеханов показал в своих «Очерках по истории материализма», что «французские материалисты оказались в небесных делах ярыми республиканцами. Задолго еще до изобретения доброго доктора Гильотена, они гильотинировали бога. Они ненавидели его, как личного врага. Капризный, мстительный и жестокий деспот, наподобие иудейского Иеговы, он возмущал все их лучшие чувства, и как граждан, и как людей. И они восставали против этого сурового господства, восставали страстно, точно в самом деле были угнетенными жертвами верховного властителя» 2.

Однако атеизм французских материалистов страдал серьезным недостатком. Они не понимали, что главной причиной силы религии является существование эксплуататорских классов, социальная природа современного общества, питающего религию, поддерживающего ее, что уничтожение религии возможно лишь после уничтожения эксплуатации человека человеком. Происхождение религии французскими материалистами объяснялось идеалистически. Они выводили религию из невежества масс. Один из французских просветителей писал даже, что религия возникла там и тогда, где «первый хитрец встретил первого дурака».

Только диалектический материализм создал подлинно

------

1. Ленин, т. XVII, стр. 184.

2. Плеханов, Соч., т. VIII, стр. 66—67.

[42]

научный атеизм, до конца разоблачающий всякую религию. Но боевые произведения французских материалистов, направленные против реакции и поповщины, могут быть и в наши дни с успехом использованы для разоблачения религии и реакции.

[43]

Фрагмент кн.: Александров Г. Философские предшественники марксизма. Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940.  С. 38-43.